Найти тему
WaveForum | Музыка и звук

Производство мастер-миксов и стэмов. Часть 2: ПОДПИСЫВАЕМ ФАЙЛЫ.

Оглавление
Рис.1. Знакомая картина, не правда ли? По крайней мере, Вы хотя бы один раз, но могли видеть такое…
Рис.1. Знакомая картина, не правда ли? По крайней мере, Вы хотя бы один раз, но могли видеть такое…

И как потом со всем этим разбираться? Вот мой практический совет:

Подписывайте файлы!

Я трачу некоторое дополнительное время на то, чтобы тщательно экспортировать каждый из предполагаемых вариантов микса в соответствии с техническим заданием. Не ленитесь на этом этапе, тщательно подписывайте все файлы таким образом, чтобы потом кто-то (а может, по прошествии длительного времени и Вы сами), смогли бы получить внятную информацию о конкретном файле и о его корректных технических параметрах.

Я подписываю файлы своим устоявшимся годами способом, и главное, ОДИНАКОВО. Например:

ARTIST_SONG NAME_Mix №_x16 OVERSAMPLING_MASTER MIX_-1dbTP_9624_Dithered.wav

Рис. 2. Пример расположения мастер-файлов рабочего проекта (Вадим Байков, Winter Evening)
Рис. 2. Пример расположения мастер-файлов рабочего проекта (Вадим Байков, Winter Evening)

Расшифруем по порядку

  • ARTIST_SONG NAME. Артист (или название коллектива), название песни (оратории, гимна, сюиты… как хотите) - это все, надеюсь, понятно.
  • Mix №. (Количество версий микса может быть бесконечно большим) — тоже понятно. Креатив креативом, но порядок должен быть. Ну и, потом, нужно ли Вам через год, а то и 5 (иногда альбомы собираются к выпуску и с такими значениями таймлапса) судорожно искать какой-то «не тот» по номеру вариант, на который ссылается заказчик?
  • x16 OVERSAMPLING. В этом поле я подписываю значение, на какой частоте (во сколько кратно) отработал мой лимитер во время экспорта. Если не пользуетесь этой опцией, то пропускаем.
  • MASTER MIX. Здесь пишу о статусе микса. Практикующие звукорежиссёры знают, сколько подчас приходится сбрасывать вариантов «плюсов» и «минусов». Каждый из них может экспортироваться с какими-то частными изменениями, которые неплохо бы отразить в названии конкретного файла.
  • -1dbTP. Значение пикового уровня фонограммы. В данном случае, был регламентирован уровень True Peak.
  • 9624_Dithered. Значения частоты дискретизации файла и его разрядности на этапе «сброса». В данном случае, это 96 kHz и 24bit с дитерингом. При отсутствии данного алгоритма не пишем ничего, или Non-Dithered (пример 9632fp Non-Dithered).
Дополнительный комментарий к иллюстрации 2: по согласованию с заказчиком я передаю ему все мастер-файлы в двух суб-версиях: с хай-хэтом в начале и без него (это несложная процедура, нужно лишь правильно собрать все полученные версии по папкам с соответствующими названиями).
Может возникнуть контраргумент: мол, можно завести текстовой файл, где взяв, к примеру тот же бардак (Рис. 1), составить текстовую аннотацию-расшифровку. Но зачем делать двойную работу? Впрочем, каждый выбирает свой путь, вне зависимости, прост он или сложен.

Разумеется, все это можно не выполнять и игнорировать, ссылаясь на отсутствие времени: «Я сделаю это завтра… Потом…».

Практика показывает, что «ПОТОМ» не получается, как надо. «Как надо» хорошо получается тогда, когда вы сидите за горячим проектом, так сказать «не отходя от кассы». Так что, друзья, потратьте время СРАЗУ, и поверьте, вам это выйдет с минимальными потерями на выходе.

В следующей статье рассмотрим, как правильно, быстро и корректно с точки зрения всех имеющихся особенностей маршрутизации вашего проекта подготовить стэмы к выгрузке (на примере ProTools 2020)

Часть 1: ЭКСПОРТ МАСТЕР-МИКСОВ

Светослав Куликов
Светослав Куликов

Автор: Светослав Куликов — звукорежиссер, преподаватель, национальный эксперт компетенции «Звукорежиссура» Союза Ворлдскиллз Россия.