В дневнике моего покойного родственника Бориса Павловича Смирнова, сына головы Красноярска Павла Степановича Смирнова, я нашёл тетрадный лист со следующей записью:
"Не помню точно, от кого, скорее всего, от моего отца Смирнова Павла Степановича, я слышал рассказ о том, как внезапно разбогател самый богатый в Красноярске золотопромышленник Сидор Щёголев.
Щёголев занимался торговлей с лотка вразнос на рынке и по окрестным деревням, то есть был "Афоней". На севере Енисейской губернии открыли золото. Сидор, продав всё у него имеющееся, нанял двоих рабочих, закупил скудные припасы и поехал в тайгу искать золотые россыпи.
Его "поисковая партия", проходя по лесам и горам, била шурфы. Сам Щёголев промывал песок, но в течение многих дней их поиски золота были безрезультатными. Проходило лето, припасы кончились, Щёголев и рабочие питались от тайги, знаний поиска золота у них не было, и они уже боялись, что ничего не найдут.
Однажды осенью к вечеру они, голодные и усталые, вышли на поляну у небольшой реки и остановились на ночлег. Щёголев распорядился шурфов не бить, так как по береговому обрыву было видно, что под плодородной почвой залегает толстый слой глины, перемешанный с галькой, а в глине россыпного золота не бывает. Берег реки был покрыт галькой под слоем грязи от паводка.
"Опять неудача,- подумал Щёголев и сказал рабочим: - Делаем шалаш, ночуем, завтра поворачиваем домой". Построили шалаш и легли спать, попив только чаю из собранных трав.
Всю ночь шёл проливной дождь. Утром, выйдя из шалаша, Сидор пошёл на берег набрать воды и умыться. Подойдя к берегу, он увидел блеск золота. Дождь смыл грязь с берега. То, что он принял за гальку, оказалось золотыми самородками. Сидор, обезумев, бросился на самородки и стал валяться по ним с криком: "Валяйся, Сидорка, катайся, Сидорка".
Записал Борис Павлович Смирнов, сын городского головы Смирнова П. С."
Исидор Григорьевич Щёголев - городской голова Красноярска, 1859-1861 годы, пожертвовал на строительство Богородице-Рождественского собора в Красноярске 560 000 рублей (собор - самый красивый в Сибири, высотой 70 метров - после революции взорвали, и сейчас на этом месте стоит здание администрации края, там же находился крайком партии).
Его жена Татьяна Ивановна Щёголева построила ремесленное училище для сирот, богадельню и приют для девочек. Капиталы она положила в банк с условием, чтобы на проценты с них содержание приютов оплачивалось всегда. К сожалению, во время революции деньги "ушли", и доброе дело Щёголевых было забыто.
Дом типа дворца себе Щёголев не построил, не было времени и необходимости, выпячиваться лично он не любил.
Сергей ОРЛОВСКИЙ.
Красноярск.