Фильм «Молодая жена» всегда находится в моей личной копилке, которая называется «фильмы на все случаи жизни». Это тот фильм, который всегда актуален. Если его показывают по телевизору, то непременно включаю. Долго не показывают? Включу в интернете.
История женская, душевная, поучительная.
А недавно я нашла информацию о писательнице Ирине Велембовской. Оказывается, несколько ее произведений удачно экранизированы, и мы знаем их как наши любимые картины, одна из них «Молодая жена».
Сегодня хочу обсудить с вами явные различия между фильмом и рассказом. В последнее время мне очень понравилось делать такой анализ (хотя, не хочется произносить такое громкое слово, скорее любительское наблюдение).
Буквально недавно мы с вами обсуждали повесть «Бабий дом», по которой был снят фильм «Ребро Адама», а сегодня добрались до Ирины Велембовской.
Итак, рассказ коротенький, но емкий. Называется «За каменной стеной». Это первое отличие. Фильм назвали «Молодая жена». Хотя в названии рассказа тоже кроется непосредственный смысл.
Главное отличие, которое сразу бросается в глаза, это то, что в книге Агаша не бабушка, а мать Маняши. Более того в книге, Маня вовсе не сирота, как в фильме. У нее есть брат, который живет в Москве.
Я обожаю актрису Галину Макарову. Она великолепно сыграла Агашу. Для меня эта актриса воплощение всех женщин: наших мам, бабушек. Такой же была Нина Сазонова.
Есть отличие и во внешности главной героини: в рассказе у Мани черные волосы и глазки, за что Володька ее даже прозвал цыганкой. Анна Каменкова совсем другая по типажу, но для меня она уже несменная Маняша, другую не вижу!
Также другим показался и образ Агаши. Она больше представлена нам не как мать, а как работница в колхозе, причем с огненным характером. Агаша может на ошибки начальству указать вовсе без опаски. В фильме героиня тоже бойкая, но в рамках возраста.
Больше всего при просмотре фильма мне нравится вслушиваться в жизненные мудрости Агаши. Буквально несколько слов, но в самую точку! Так умели сказать только наши старшие.
Главное в фильме «Молодая жена» это любовь. Володька в фильме предал Маняшу и привез на свадьбу сестры не только себя любимого из армии, но и невесту Гелю.
В рассказе все иначе. Мы вообще не встретимся с Володей. Он пришлет сестре Валюшке (подруге Мани) письмо, в котором и расскажет о новой любви.
Я считаю, что в фильме этот момент представлен более ярко. Свадьба лучшей подруги. Маня ничего не ожидает, видит подъезжающие машины, и сердечко уже трепещет от встречи с женихом, которого она так ждала. А жених выходит из машины под ручку с Гелей. Это очень яркий момент картины. Как и правильная реакция Гели.
Это ведь «спектакль», который увидела вся деревня. А как в фильме расстраивается Агаша и родители Володи? Как негодует сестра?
В рассказе и реакции Мани очень сухие: «напиши Володьке, что не очень-то тут по нему страдают»- это она говорит Вале. В фильме же героиня переживает все остро, пропуская через себя. Она взрослеет.
Интересное отличие в линии с продавщицей Тамарой. В рассказе ее зовут Лиза. И если в фильме мы видим, как Тамара встречается периодически с Лешей и негодует, когда он женится на Маше, то в рассказе.…В рассказе Лиза вообще не имеет никаких отношений с Алексеем. Более того, она сама зовет ее в гости и намекает на то, какой Леша хороший и завидный жених.
Подруга Валюша тоже рада свадьбе подруги, в фильме же она неохотно воспринимает эту новость.
Ну и самый главный герой. Алексей. Вдовец и завидный жених. Здесь все совпадает как в рассказе, так и в фильме. А вот дальше…
Алексей несколько раз предлагает Мане союз, в фильме иначе.
Алексей «книжный» и «экранный» разные. Герой в кино показался мне более мягким и влюбленным. Он одаривает Машу, старается. Да, он жесткий и неотесанный, не видал особо ласки, но к концу фильма Леша меняется.
В книге автор несколько раз дает понять, что Леша ищет выгоду. Отправляет жену на «нужную работенку».
Еще одно важное отличие, это старая тетушка Анна и дочка Алексея. Дочка в фильме девочка лет 3-5. В рассказе ей годик. Алексей отдает дочь сестре жены, и уходит тетка Анна, уходит к чужим людям. Это происходит прям при Маше, что и заставляет ее принять окончательное решение.
Фильм более мягкий. Алексей выбирает одиночество и разгоняет всех вокруг, когда Маша уезжает на курсы. Он ревнует ее.
Именно поэтому я считаю, что фильм мягче рассказа. В фильме я верю в то, что у героев получится и сложится жизнь. Вспомните заключительный кадр: Алексей заходит в дом с дочкой на руках, тетка Анна забирает ее. Он видит Машу. Она перемыла весь дом (что для меня является зашифрованным символом чистого листа их жизни). А дальше они стоят в проеме: он виновато опускает голову, а она смотрит на него лукаво-осуждающе. Так смотрит жена на провинившегося мужа, который не безразличен.
В рассказе все заканчивается тем, что Маня уходит от Алексея (повторюсь от книжного Алексея уйти немудрено). Она уходит и увозит с собой тетку Анну, которую забирает со двора людей, у которых она работает нянькой.
Рада, что в фильме был Володька. Сергей Проханов вжился в роль изумительно. Подлец? Подлец! И этому веришь!
Ирина Велембовская создавала шикарную прозу. Я не пожалела, что прочла. Повторюсь, это очень интересный опыт.
А вот еще некоторые отличия, которые нельзя назвать основополагающими, но они тоже интересны:
-В книге у родителей Володьки кроме Вали есть еще две дочки и сын.
-Свадьба Вали в рассказе была гораздо позже. Маша уже жила у Алексея. Тогда как в картине Валюшка, придя в гости к Маняше уже рассказывает, что аист скоро прилетит и будет ребеночек.
Фильм пропитан Надеждой. В рассказе даже пейзажи описаны суровее, как и происходящее вокруг. В любом случае, я в восторге от того, что часто пересматриваю фильм, а теперь еще и знаю рассказ, который как ни крути был первоисточником.
Да, самое главное. Название рассказа «За каменной стеной». В книге Мане холодно в доме Леши. Дом каменный и холодный, как и он сам.