Найти тему

Фильм "Семь" Дэвида Финчера. Анализирую один из самых крутых современных детективов

Оглавление

Как я уже писал в одной из своих статей, в девяностые годы зарубежные режиссеры любили снимать неонуарное кино. Одним из самых ярких проявлений этого жанра стал фильм Дэвида Финчера "Семь", о котором я хотел бы сегодня написать.

Этот фильм имеет очень много особенностей. Здесь и интересный сюжет, и красивая картинка, и подходящая музыка, и блестящие актеры. Давайте попробуем проанализировать, как это всё взаимодействует, и разобраться в том, что мы посмотрели.

-2

Атмосфера фильма

Мы не знаем, где конкретно происходят события фильма, поскольку название города здесь ни разу не упоминается. Мы видим постоянный дождь, на который великолепным образом накладывается темная цветокоррекция. Модернизированная музыка приходит на смену нуарной классике.

Большая часть фильма покрывает тьма, а наши герои пытаются в этой тьме найти истину, разрезая её своими фонарями.

Фонари — один из немногих источников света в большом количестве сцен фильма
Фонари — один из немногих источников света в большом количестве сцен фильма

Заметьте, что когда Джон Доу сдается, дождь проходит на какое-то время, и солнце пробивается сквозь тучи. Завеса тайны раскрыта, мы знаем, кто убийца. Однако в конце фильма тьма снова появляется, поскольку Дэвида Миллза, который казался нам хорошим парнем, арестовывают.

Дождь преследует нас на протяжении всего фильм
Дождь преследует нас на протяжении всего фильм

По большей части Финчер использует темные и желтые тона, в зависимости от контекста. Но, например, в сцене с проникновением детективов в квартиру Джона Доу акцент смещается на красный цвет, олицетворяющий жестокость.

Если Тарантино снимает в это время насилие в смешном и даже абсурдном контексте, Финчер делает это в более жутких тонах. Кровь на стенах нагоняет фильму мистики. Что уж говорить об изуродованных жертвах маньяка.

Отношения между главными героями

Отношения между Ульямом Сомерсетом (Морган Фримен) и Дэвидом Миллзом (Брэд Питт) изначально показываются нам как своего рода аллюзия на произведение И. С. Тургенева "Отцы и дети". Миллз молодой и горячий, он рвется сразу раскрывать самые запутанные преступления. Сомерсет же опытный и многое повидавший детектив, который прожил достаточно хочет уйти из своей профессии. Он изначально настаивает на том, что Миллзу нельзя давать дело религиозного маньяка. Как мы понимаем после просмотра, Дэвид действительно не был к нему готов.

Герои изучают список книг, которые читал подозреваемый
Герои изучают список книг, которые читал подозреваемый

В одной из сцен фильма, когда герои смотрят, что читал главный подозреваемый, Миллз упоминает произведение "Бремя страстей человеческих", которую написал Уильям Сомерсет Моэм. Это во многом автобиографичное произведение рассказывает нам о судьбе Филипа Кэри, который пытается найти себя в этом мире. Персонаж Фримена очень похож на протагониста этого произведения. Его жизнь также представляла собой шторм, который забрал его юношеский идеализм, заменив его на критическое отношение к жизни. При этом схожесть главного героя книги и Сомерсета заключается в том, что, ни смотря ни на что, он продолжает свою борьбу. Смело советую вам эту книгу, если вас интересует тема поиска себя в литературе.

Прозвище Сомерсета — smily. В переводе это означает "улыбающийся". Звучит иронично, ведь за весь фильм Сомерсет улыбается только один раз (в сцене ужина с семьей Миллза).

Миллз рвется работать, но на данном этапе его не воспринимают всерьез. Он еще молод. Ему трудно найти общий язык с Сомерсетом. Его ребячество подчеркивается, когда его жена подобно маме зовет Сомерсета на ужин. Они приходят к нему домой, и Миллз начинает дурачиться с собаками.

Ужин у Миллзов
Ужин у Миллзов

Ужин у Миллзов — это одна из переломных точек в отношениях героев. Теперь Сомерсет начинает относиться к Миллзу не как к коллеге, которому он помогает, а как к своему сыну, которому он хочет передать свое отношение к их профессии.

Сомерсет и Миллз становятся близкими людьми
Сомерсет и Миллз становятся близкими людьми

Финчер противопоставляет молодых и зрелых сотрудников полиции. Неспроста Сомерсет одет в стиле классических нуарных детективов (тренч, шляпа, револьвер), а Миллз как герой современных боевиков (кожаная куртка, небрежно завязанный галстук и современный пистолет).

Миллз надеется раскрыть запутанное преступление. Сомерсет говорит ему, что всё сложнее — их работа заключается в том, чтобы собирать кусочки, улики, фотографии, образцы, всё записывать, отметить время, сложить это в аккуратные кучки и убрать. Естественно Дэвид не согласен с этим. Стоит ли слушать взрослого, потрепанного жизнью детектива?

-9

Миллз выходит из себя, когда после третьего убитого "грешника" появляется нервирующий его фотограф. Он не понимает, откуда журналисты так быстро узнают о преступлениях. Сомерсет сухо отвечает, что они платят полицейским за информацию. На самом же деле этим журналистом был главный маньяк. Когда мы узнаем это, мы можем понять, что Финчер не дает нам четкого ответа, чье отношение к профессии правильное — амбициозного Миллза или разочаровавшегося Сомерсета.

Философия Джона Доу

Долог и тяжел путь от преисподней к свету

Маньяк играется с детективами и это притягивает нас к экрану. Нам интересно узнать его мотивы. Они заключаются в том, что он вообразил себя борцом с грязью в современном мире и решил линчевать грешников.

Джон Доу сдается
Джон Доу сдается

Его буквально тошнит от всего происходящего вокруг, и он расценивает это как призыв Бога к наказанию грешников. Окружающее ломает его психику. По этой причине он принимается исполнять своё предназначение. Он верит, что только это поможет ему обратить внимание общества на само себя, одуматься и вернуться к праведной жизни.

Несмотря на то, что Джон Доу наказывает грешников, он нарушает одну из важнейших христианских заповедей — не убей. Однако он видит свою порочность не в этом, а в зависти. Он убивает невиновную жену Миллза с той целью, чтобы вызвать его гнев и завершить цепь своих злодеяний.

Доу испытывает Миллза
Доу испытывает Миллза

Сцена в конце фильма на протяжении нескольких минут заставляет нас напряженно задавать себе вопрос, убьет ли Миллз Джона Доу. И вот мы слышим выстрел, а потом еще один, еще и еще. Оказывается, что Доу увидел в Миллзе грешника, когда услышал его крик в ответ на свою фотографию. И он не ошибся, Миллз действительно оказался тем, кто не смог себя контролировать, узнав об убийстве жены.

Критика потребления в фильме

Уже в самом начале фильма мы видим отсылку к изображению Энди Уорхола "Банки с супом Кэмпбелл", выполненному в стиле поп-арт. Такие же банки мы видим уже дальше по сюжету, в квартире Джона Доу, рядом с его оккультной атрибутикой.

Слева — кадр из сцены с убийство чревоугодника, справа — "Банки с супом Кэмпбелл" Энди Уорхола.
Слева — кадр из сцены с убийство чревоугодника, справа — "Банки с супом Кэмпбелл" Энди Уорхола.

В библиотеке Сомерсет указывает охранникам на то, что вокруг них столько книг, а они просто играют в покер. В ответ он слышит насмешки и фразы, что у них "культура уже из ушей лезет".

В отличие от Доу, Сомерсет не стремиться изменить окружающий падший мир, он старается смириться с ним.

Ты хочешь быть героем. Ты хочешь быть лучше всех, а людям не нужен герой, они хотят есть чизбургер, играть в матерей и смотреть телевизор.

Говорит своему напарнику Сомерсет. И действительно, большинство людей не задумывается о том, что ежедневно полицейские, врачи, пожарные и так далее спасают множество жизней.

-13

Когда в финале главные герои едут в машине с Джоном Доу, Миллз говорит преступнику, что о нем никто не вспомнит, разве что нарисуют лицо на майках и все. Подобная участь в своё время ждала Аль Капоне, который был рэкетиром и убийцей, но, тем не менее, мы регулярно видим его лицо, распечатанное на одежде.

Самым сильным психологическим моментом является то, что мы хотим думать, что Джон Доу — гений, который все просчитал. Естественно, антигерои зачастую идеализируются публикой. Но, на самом деле, Финчер намеренно заставляет нас восхищаться этим маньяком. Это такая же критика современного общества потребления, которое требует зрелищ, но не понимает, что за ними стоит.

Мне очень понравился этот фильм, есть над чем подумать. А что думаете вы? Делитесь мнением в комментариях!