Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сталкивается с кризисом на каждом шагу. Турецкий лидер опасно тычет пальцем в сторону Китая и России, но его конфронтационная позиция держится исключительно на иностранные средства, крайне необходимые ему для выживания.
Эрдогану есть о чем беспокоиться. У него кончаются деньги, арабские соседи бойкотируют его экспорт, а он сам провоцирует Россию и Китай. Евросоюз хочет ввести против него санкции. Хуже всего для него то, что лидер президентской гонки в Америке Джо Байден говорит, что хочет свергнуть его.
Но пока не стоит сбрасывать со счетов Эрдогана. Турецкий лидер знает, что он может дорого обойтись своим врагам, если они пойдут против него. Этим, вероятно, объясняется поддержка Турцией нападения Азербайджана на контролируемый Арменией анклав Нагорный Карабах, которое переросло в полномасштабное наступление в конце сентября.
Турция, как сообщается, завербовала 1000 сирийских наемников для нагорно-карабахского фронта, напоминая о том, что у Эрдогана есть средства для разжигания беспорядков в других частях региона, в том числе на российском Кавказе с мусульманским большинством. Это также позволяет объяснить то, почему Партия справедливости и свободы Эрдогана на прошлой неделе внезапно вновь высказалась за поддержку китайских уйгуров, тюркоязычного мусульманского меньшинства, подвергшегося всестороннему давлению китайскими властями, вызвав резкий протест со стороны посольства Китая в Анкаре.
Дон Корлеоне держал своих друзей близко, а врагов еще ближе. Китай и Россия делают то же самое, только у них нет друзей. Российские солдаты и контрактники сражаются с поддерживаемыми Турцией ополченцами в Ливии и Сирии, но Россия нуждается в турецком согласии для наращивания своего военно-морского потенциала в Черном море и выхода в Средиземное море через турецкие проливы.
Эрдоган стремится превратить Азербайджан в троянского коня для своих региональных устремлений. По исторической иронии судьбы, «больной человек Европы», кажется, вернулся. Движимый своими неоосманскими амбициями, Эрдоган продолжает сеять нестабильность и портить отношения по всему Средиземноморью в попытке короновать себя в качестве нового лидера суннитского мира. Вот лишь некоторые симптомы этой постоянно растущей угрозы.
Европейский союз угрожает Турции санкциями, если она продолжит свою агрессивную позицию по отношению к Кипру и другим членам НАТО, например, Греции. Египет и Саудовская Аравия готовы ударить по карману Анкары, бойкотируя турецкие продукты за ее разрушительное вмешательство в Сирию, Ирак и Ливию. Мир до сих пор потрясен крайне противоречивым решением Турции превратить Собор Святой Софии в мечеть. Как будто отношения с Израилем были недостаточно напряженными, Эрдоган продолжает провозглашать, что «Иерусалим - это наш (то есть, мусульманский) город». Франция и Россия призвали Турцию перестать перебрасывать наемных террористов из Сирии в Азербайджан для борьбы с армянами.
Добавьте к этому тревожный доклад ООН о катастрофическом участии Анкары в Сирии, где поддерживаемые Турцией радикалы совершают военные преступления, непостижимые для цивилизованного мира. Изнасилования, этнические чистки и уничтожение гражданских поселений стали результатом искренней поддержки Турцией экстремистских сил. Этот список продолжает и продолжает расти, демонстрируя, как Анкара перешла от своей заявленной политики «нулевых проблем с соседями» к самой большой проблеме для них всех.
Тяжелая рука Эрдогана была катастрофической и внутри страны, когда были выданы ордера на арест как оппозиционных активистов, так и политиков. С момента вступления в должность в 2002-м году Эрдоган систематически радикализировал страну, разжигая неофашистские настроения в отношении национальных меньшинств и устраняя все, что могло бы напоминать свободное общество. Колоссальное число заключенных журналистов, разрушение церквей и синагог, насилие в отношении этнических групп явно говорят сами за себя.
Призрак неоосманизма уже давно стал модусом действия правящей элиты Анкары. Самопровозглашенный Турцией лозунг «Одна нация, два государства» относящийся к Турции и ее доверенному лицу Азербайджану является предлогом для дальнейшего расширения влияния Анкары на Кавказе, даже если это означает поощрение Баку к региональной войне и приобретению репутации государства, укрывающего террористов.
Оставшись в значительной степени безнаказанным за использование джихадистов в ближневосточных конфликтах, Эрдоган хочет реализовать ту же тактику на Южном Кавказе, превратив тем самым Азербайджан в троянского коня для своих устремлений. В дополнение к многовековой ненависти к армянам, режим в Анкаре де-факто превращает Азербайджан в восточную провинцию Турции в погоне за вышеупомянутой неоосманской экспансией.
Самодержавный режим президента Азербайджана Ильхама Алиева, разочарованный десятилетиями неудачных военных нападений на Армению и Арцах (ранее известный как Нагорный Карабах), приветствовал прямое участие Анкары в войне. Ободренный непоколебимой поддержкой Эрдогана и присутствием наемников-джихадистов, Азербайджан без разбора обстреливает столицу Арцаха Степанакерт, используя кассетные бомбы, которые запрещены международными конвенциями и являются актами жестоких военных преступлений.
Соединенные Штаты не могут молчать и имеют возможность надеть поводок на Эрдогана, который превратил Турцию из американского союзника в прямого врага. Например, еще в 2018-м году, чтобы освободить американского пастора Эндрю Брансона из незаконного заключения в Турции, Вашингтон удвоил тарифы на импорт турецкой стали и алюминия. Кроме того, были заморожены активы министров внутренних дел и юстиции страны.
В течение короткого периода времени только эти экономические инструменты привели к тому, что турецкая национальная валюта достигла минимума в 5,11 доллара США, что привело к росту инфляции до 24,5%. Почувствовав гнев экономической мощи Америки, Анкара быстро освободила пастора Брансона, который был ошибочно осужден в первую очередь.
Этот эпизод наглядно демонстрирует, что напористая конфронтация с Турцией работает, и что у США все еще есть значительные рычаги влияния на Анкару. И наоборот, умиротворение или бездействие, как оказалось, только расширили самовольно созданный Эрдоганом «пояс нестабильности».
Вашингтон должен немедленно ввести адресные санкции и экономическое эмбарго против Турции и Азербайджана. Кроме того, следует прекратить всякую военную помощь и торговлю оружием. Деньги американских налогоплательщиков не должны идти на финансирование международного терроризма. Обычный бизнес означал бы лишь новые региональные конфликты, спровоцированные Турцией, в результате чего США и их союзникам пришлось бы заплатить более высокую цену.
ARMEN V. SAHAKYAN для Asia Times Financial