Уделять должное внимание вопросам организации системы обеспечения охраны труда на предприятии – прямая обязанность каждого руководителя. Продиктована она не только элементарными требованиями безопасности, но также и законодательными нормами, установленными Трудовым кодексом РФ. Гораздо эффективнее построение такой системы возможно в случае, когда у управляющего персонала организации имеется достаточный уровень подготовки в данной области. Достигается он путем получения необходимых знаний и навыков на курсах по охране труда.
Помимо Трудового кодекса, необходимость повышения квалификации по данному направлению установлена и другими законодательными и нормативными документами, в числе которых можно выделить:
- ГОСТ 12.0.004-90;
- Постановление Минобразования №29/1 от 13.01.2003 г.
Несоблюдение законодательных требований может повлечь административную ответственность, которая устанавливается как в отношении самого предприятия, так и для должностных лиц.
КАК ПОЛУЧИТЬ УДОСТОВЕРЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА?
Подготовка специалистов необходима не только для приобретения необходимого уровня знаний и навыков, но также и для получения удостоверения, свидетельствующего о прохождении повышения квалификации. Его отсутствие является нарушением требований законодательства, а значит грозит предприятиям значительным штрафом. Получить документ, оформленный на бланке установленного образца, можно в специализированных учебных организациях, имеющих лицензию на координацию учебной деятельности. Срок действия документа о подготовке составляет 3 года.
Подготовка проводится заочно. Такая форма обучения не предполагает необходимости посещения учебного центра. Все материалы программы изучаются специалистами удаленно – в свободное время, без отрыва от производственного процесса.
По окончании изучения предоставленных материалов проводится тестовый контроль, позволяющий оценить уровень полученных знаний. Тестирование также организовано удаленно и не требует личного присутствия специалистов в образовательном центре.
По окончании повышения квалификации выдается не только удостоверение, но также и протокол проверки знаний.
Стоимость подготовки на курсах составляет 3500 рублей, продолжительность учебных занятий – 24, 40 и 72 часа, в зависимости от должностных обязанностей работника и требований, предъявляемых к уровню его квалификации.
КОМУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ КУРСЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА?
На предприятии существует несколько категорий сотрудников, кому в обязательном порядке необходимо повышение квалификации по рассматриваемому направлению. В их число входят:
- непосредственный руководитель; - инженер по охране труда;
- управляющий персонал, задействованный в решении вопросов обеспечения безопасности труда – руководители подразделений и цехов;
- работники, осуществляющие допуск к опасным видам работ;
- сотрудники, совмещающие свои непосредственные обязанности с обязанностями специалиста по охране труда;
- члены комиссий, в обязанности которых входит проведение оценки условий труда на основании требований Приказа Минтруда №34н от 24.01.2014 г.
Руководители и ответственные специалисты осваивают учебную программу в объеме 40 и 72 часов, члены комиссий по оценке условий труда – 24 часа.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЛУЧЕНИЯ КОРОЧЕК ПО ОХРАНЕ ТРУДА.
Программа подготовки специалистов содержит значительную информационную базу знаний, позволяющую обеспечить функционирование системы безопасности труда на предприятиях и организациях любого профиля деятельности.
В целом это способствует:
- повышению общего уровня квалификации специалистов предприятия;
- внедрению мероприятий по предупреждению возникновения профессиональных заболеваний;
- исключению вероятности возникновения случае травматизма и несчастных случаев;
- разработке и внедрению документации по охране труда, соответствующей требованиям законодательства; - успешному прохождению проверок надзорными органами;
- организации внутреннего обучения технике безопасности на производстве;
- предупреждению возникновения нарушений, сопровождающихся получением штрафных санкций и предписаний;
- внедрению системы менеджмента в соответствии с международными стандартами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа включает основные вопросы, необходимые при организации безопасности труда на любом предприятии – от законодательных требований до формирования необходимой документации.
Вводная часть содержит основные термины, понятия и определения, используемые при управлении охраной труда в организации. В содержание раздела также включены основные аспекты трудовой деятельности, принципы обеспечения безопасности труда, характеристика негативных факторов, воздействующих на работников при осуществлении различных функциональных обязанностей.
Следующий раздел посвящен описанию существующих методов оценки производственных рисков, разработке и внедрению мероприятий, направленных на организацию системы безопасности труда.
Далее изучаются существующие нормы трудового права:
- требования законодательных и нормативных документов, действующих в данной области, а также ответственность за их нарушение;
- виды документации предприятия, регламентирующей трудовые отношения;
- основы нормирования и оплаты труда;
- виды дисциплинарных взысканий.
- Следующий раздел описывает методы управления трудовыми отношениями, и включает:
- описание мировой практики внедрения систем менеджмента безопасности труда;
- характеристику обязанностей работодателя по отношению к работникам предприятия;
- виды основной документации и отчетности, необходимой для обеспечения безопасности труда и правомерности трудовых отношений;
- характеристику мероприятий, применяемых для обеспечения техники безопасности при выполнении опасных видов работ, включая процедуру выдачи средств индивидуальной защиты;
- описание методов, применяемых для предупреждения возникновения профессиональных заболеваний;
- способы информирования персонала о мерах соблюдения личной безопасности;
- принципы организации мероприятий по оценке условий труда и аттестации рабочих мест.
Очередной раздел посвящен специальным вопросам обеспечения охраны труда, и включает:
- методы обеспечения безопасности персонала при возникновении аварий и происшествий;
- характеристику основ организации безопасности трудового процесса на предприятиях, относящихся к опасным производственным объектам;
- существующие мероприятия по пожарной и электробезопасности;
- принципы обеспечения коллективной защиты;
- перечень мер по предупреждению случаев производственного травматизма.
Последний раздел включает информацию о функционировании системы организации социальной защиты пострадавшим. В состав раздела входит описание методов страхования ответственности работодателя, процедуры социальных выплат и возмещения вреда пострадавшим, методы оказания первой помощи, описание процесса организации расследований при возникновении несчастных случаев.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Отсутствие необходимой подготовки уже само по себе является нарушением законодательных требований и квалифицируется согласно п. 3 статьи 5.27 КоАП. Размер штрафных санкций согласно данной статьи составит:
- для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – до 25 000 рублей;
- для юридических лиц – до 130 000 рублей.
Кроме того, данное нарушение также может квалифицироваться согласно п.1 статьи 5.27.1. Если оно выявляется впервые, то предприятие получает только предупреждение. Повторное выявление аналогичного нарушения подлежит наказанию в виде штрафа на сумму до 5000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, и до 80 000 рублей для юридических лиц.
Важным является то, что отсутствие подготовки – это не только отсутствие корочки о повышении квалификации, но и необходимых для обеспечения безопасности работников предприятия знаний, что может повлечь за собой гораздо более серьезные нарушения и последствия.
Так например, согласно отдельным пунктам статьи 5.27.1:
- наказание в размере до 30 000 рублей для ответственных лиц и индивидуальных предпринимателей, и до 150 000 рублей для юридических лиц возможно за отсутствие или неприменение средств индивидуальной защиты работниками;
- штрафом в размере до 10 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей, и до 80 000 рублей для юридических лиц назначается в случае отсутствия в организации результатов специальной оценки условий труда.