Иногда попадаются термины, смысл которых сразу ясен из названия. Но бывают и такие “выходцы” из профессиональной среды, что без пояснений не понять, хотя на самом деле всё просто. С UX и UI это и случилось. Если их расшифровать, то они не выглядят такими страшными. UX — это User eXperience, пользовательский опыт. UI — User Interface, пользовательский интерфейс. Оба термина относятся к дизайну в его первоначальном смысле: проектирование ради удобства, функциональности, эргономики. А красота — побочный продукт реализации этих принципов. Всё как с самолётом или оружием: они красивы потому, что оптимальны. А добавить красот всегда можно, если они не мешают пользователю достичь нужного результата.
Хотя термины появились совсем недавно и привязаны больше к современным девайсам и приложениям, рассматривать историю UX и UI можно чуть ли не с зарождения человечества. Как только человек запланировал, что он спрячется за камнями, затем крикнет и напугает животное, чтобы оно упало в заранее приготовленную яму, затем добьёт его копьём — он проявил UX-мышление процесса охоты. А если он размышляет, не обработать ли ему кол так, чтобы ладонь крепче сжимала копьё, он проявил UI-мышление.
Да, очень часто термины UX и UI используют в связке: UX/UI. UX и UI соотносятся друг с другом как музыка и живопись. UX работает во времени, а UI в пространстве. UX-дизайнер пишет ноты: расставляет приоритеты и выбирает последовательность действий, разбивает интерфейс на этапы, связывает интерфейс в единую гармоничную мелодию. А UI-дизайнер рисует: берёт каждый осмысленный этап и располагает все необходимые кнопки, тексты, ссылки, галочки и выпадающие списки в самом удобном для пользователя виде.
Из-за близости этих двух понятий UX- и UI-дизайнер часто один и тот же специалист. Иногда приходится подключать и других. Например, если человек прекрасно разбирается в происходящих процессах и может продумать удобный интерфейс на каждом этапе обращения с ним, но не силён в оформлении, то потребуется дополнительный дизайнер, который сделает всё красиво по готовому прототипу. А если он может нарисовать удобные и красивые макеты, но осмысление процессов вызывает затруднение, то он позовёт менеджера, который поможет довести проект до прототипа.
Интерфейсы усложняются, специалисты требуются. Направление UX/UI в дизайне расширяется по всем фронтам. Это и серьёзные рабочие приложения, и сайты, и компьютерные игры, и настоящие “железные” пульты управления сложной техникой включая космические аппараты и ядерные реакторы. Где-то больше важна простая последовательность действий, где-то многовариантность, где-то чёткое считывание показаний датчиков для скорости принятия решений. Но везде важным остаются удобство, простота, логичность. А красота — на сладкое.