Внесите динамику и энергию в свой фильм, перемещая камеру с большой точностью. Но даже мельчайшее движение наполнено смыслом, поэтому будьте внимательны.
На заре кинематографа кинокамеры были огромными неповоротливыми чудовищами. Сейчас с учётом размера современных цифровых камер мобильность больше не проблема. Вы даже можете за умеренную плату прикрепить экшен-камеру к быстрому беспилотнику для аэрофотосъемки. Хотя можно обойтись и без этого, на современном рынке довольно много квадракоптеров с камерой хорошего разрешения, и стоят они значительно недорого.
В фильме Мартина Скорсезе "Таксист" (1976) есть великолепный в своей простоте фрагмент предметной режиссура - это эпизод, в котором Трэвис Бикл (Роберт де Ниро) разговаривает по телефону с девушкой. Трэвис все испортил на свидании с ней и теперь пытается загладить свою вину, однако определенно не слишком в этом преуспевает. Скорсезе начинает с камеры на Трэвисе: предметная съёмка, которая следует за содержанием неклеящегося разговора. Без предупреждения камера медленно поворачивается вправо, прочь от Трэвиса, останавливаясь на пустом коридоре, который ведёт на улицу. Это поразительно эффективный прием показывает изоляцию главного героя, подчеркивает его одиночество. Кажется, даже камера им не интересуется. Скорсезе ясно очерчивает характер персонажа одним простым движением.
Запомните, все нижеперечисленное следует применять с осторожностью. Движущаяся камера может может дизориентировать, смутить зрителя и даже вызвать отвращение. Применять эффект стоит лишь в короткие промежутки времени, иначе это может показаться какой-то уловкой.
1.Поворотное панорамное устройство (pan) - плавно поворачивает камеру вокруг вертикальной оси влево и вправо. Медленный поворот камеры по ландшафту может стать хорошим обзорным планом. Быстрый поворот камеры от героя к злодею, стоящему позади, может поразить зрителя.
2.Поворотное наклонное устройство (tilt) - плавно поворачивает камеру вокруг горизонтальной ости вверх и вниз. Поверните камеру вниз, чтобы показать, насколько глубоко ущелье либо склон. Поверните вверх и покажите, высоту скалы, на которую герою предстоит взбираться.
3.Съёмка в движении - любой кадр, снятый на камеру, находящуюся на операторской тележке Долли (dolly). Тележка может передвигаться на обычных колесах, либо на рельсовых путях, чтобы добиться единого кадра в каждом дубле. Этот кадр применяется для преследования какого-либо действия, например, двух людей, прогуливающихся и разговаривающих между собой. Часто это может быть просто перемещение по сцене, чтобы дать зрителю ознакомиться с планировкой сцены.
4.Панорамная съёмка - камера движется на операторской тележке, и снимаются близко идущие или бегущие персонажи. Панорамная съемка - это одна из форм съемки в движении.
5.Съёмка с операторского крана - камера крепится к крану (журавлю), позволяющему камере подниматься достаточно высоко и затем обратно опускаться к земле. Иногда кран монтируется к тележке, и можно одновременно передвигать камеру по земле и маневрировать в воздухе. Довольно трудно снимать с операторского крана, зато можно добиться весьма эффектных обзорных планов.Одни из самых знаменитных кадров, снятых с операторского крана, были в фильме "Унесенные ветром", когда Скарлетт отравляется в Атланту за доктором на железнодорожную станицу. Когда она ходит по двору, камера медленно плывет вверх, едва захватывая на горизонте бесконечный простор с ранеными и погибшими солдатами под знаменами союзников.
6.Масштабирование (zoom) - использование объектива с переменным фокусным расстоянием (трансфокатор), приближая или удаляя зрителя от сцены. Зумы были популярны в 70-х, но из-за их неестественного восприятия человеческим глазом, и поэтому часто сбивали с толку зрителя, они все реже стали применяться на практике.
Будьте беспощадны к себе, когда придет время двигать камеру. Помните, что движение камеры подразумевает субтективность: например, показывает, что за героем следуют или наблюдают.
Если вы стремитесь к обьективности, ищите способы показать сцену с точки зрения независимого постороннего человека.
Убедитесь, что у каждого движение камеры есть ясный смысл.