Что такое американская мечта?
Более конкретно - это карьера, движение по социальной лестнице, конечно же вверх, престижная работа, доходы выше среднего и так далее. Более абстрактно - это "прекрасное будущее" одного шустрого человечка, который сделал себя сам (self-made man), будучи свободным, используя свободу, данную Конституцией и всем образом жизни великой страны.
Существует мнение, что американская мечта, которая родилась в пору освоения огромных пространств Запада США и экстенсивного развития несет в себе идею общества, где каждый сможет раскрыть свой творческий потенциал. И тем самым помогает развиваться всему обществу, в интересах всех.
Эту идею оформил и четко выразил Джеймс Адамс в начале 1930-х. И тот же Адамс в 1930-х признал, что эта идея, едва появившись, сразу была запачкана убогой жаждой наживы и материального успеха.
Ну а чего он хотел? Идея буржуазных революций - свобода (для кого?, равенство (между кем и кем?), братство (кого по отношению к кому?)- разве не была с самого начала фикцией? В буржуазном обществе, где главным и является обогащение, накопление капитала, как может быть иначе?
Вообще трезво мыслящие профессора в рамках буржуазного уклада не всегда намеренно вводят в заблуждение других. Бывает, что они сами заблуждаются по наивности. Это такой своеобразный эффект множества - если на столе перед вами расставлено множество предметов, то вы можете не заметить самый главный - тот, который собственно и связывает логической цепочкой все остальные.
Поэтому Адамс видел в этой мечте объединяющий потенциал, вместо того, что увидеть раскалывающий, заставляющий людей балансировать от презрения до ненависти по отношению в своим собратьям, как конкурентам.
А ведь еще в 19 веке знаменитый американский поэт Уолт Уитмен в своих зарисовках в прозе "Демократические дали" предупреждал:
... при беспримерном материальном прогрессе общество в Штатах гнило, искалечено, развращено, полно грубых суеверий. Таковы политики, таковы и частные лица. Во многих начинаниях совершенно отсутствует или недоразвит и серьезно ослаблен важнейший коренной элемент всякой личности и всякого государства - совесть.
...Нажива — вот наш современный дракон, который проглотил всех других.
...Я утверждаю, что хотя демократия Нового Света достигла великих успехов в извлечении масс из болота, в котором они погрязли, в материальном развитии, в достижении обманчивого, поверхностного культурного лоска, — эта демократия потерпела банкротство в своем социальном аспекте, в религиозном, нравственном и литературном развитии.
...Мы стали похожи на существо, наделенное громадным, хорошо приспособленным и все более развивающимся телом, но почти лишенное души.
Вот в таком теле, о котором говорил Уитмен, лишенном совести и души и развивалась американская мечта...
И все время существования концепции этой мечты идут споры умерла она или не умерла? Померла ли панночка или это только кажется?
Мне запомнился один фильм, который я несколько лет назад смотрел урывками, поэтому не помню ни названия, ни полностью сюжета - был там синий инопланетянин. По улицам во все стороны бегают толпы мародеров и обносят богатые бутики (совсем как в недавней истории американских городов) и один супергерой спрашивает другого, указывая на них: "Неужели это все?.. А как же американская мечта?"
А другой супергерой отвечает ему, "А ты не понял? Посмотри вокруг. Эта мечта сбылась."
Может кто-то из уважаемых подписчиков и читающих, вспомнит что это за фильм?
В этом коротком диалоге выражена главная суть американской мечты - это не просто открыть "свой бизнес", а добиваться места под солнцем любыми способами. Ее суть и ее неизбежное осуществление как акт грабежа.
Дело не только в том, что для абсолютного большинства народа эта мечта - фикция, а том, что она несет в себе именно криминальный контекст, - и именно потому, что она - фикция для большинства.
По большому счету, человек, осуществляющий действие личного успеха, в то время как многие едва сводят концы с концами - это не что иное как мародёрство. Этих мародеров растит общество, нацеленное на личный успех в ущерб другим.
Все не могут "идти в бизнес", тогда некому будет стоить, выращивать сельхозпродукцию, производить товары. И "личный успех" "мародера" основывается на невозможности выплыть из нищеты или долгов огромного большинства простых людей.
Американская мечта - есть атомизация мечты о справедливости, своем персональном месте под солнцем.
Мародёрство это так сказать объективация личного успеха в общественном континууме, грабить более успешных - это выход там, где нет выхода.
Мародер - это мелкий трусоватый адепт мечты. Крупный преступник, участник преступного синдиката - крупный адепт, герой, создающий свое будущее вот этими собственными руками.
Буржуазное государство любит преступный мир, холит и лелеет трогательные образы весёлых мошенников и справедливых убийц, ведь на фоне этого мира оно само выглядит лучше. Сама рекламная картинка выглядит лучше.
В США существует своеобразный культ преступности, начиная еще с Бонни и Клайда и мафиозных групп, решивших по своему проблему справедливости - естественно в духе американской мечты, как же иначе?
Международные мафиозные кланы, которым особенно комфортно в США, занимаются, как известно, торговлей наркотиками и людьми, обкладывают данью "успешных бизнесменов", рэкетом, грабежами, похищениями людей с целью выкупа, заказными убийствами, сутенерством, естественно - мошенничеством и так далее, - всем тем, что "честный" бизнес занимается только тогда, когда его основательно припекут конкуренты.
Где то тут и наш Раскольников, герой Федора Достоевского, совершивший жестокое преступление, чтобы выбраться из нищеты, вопрошал глядя воспаленными глазами из темноты нищей своей конуры:
Тварь я дрожащая или право имею?
Кстати говоря, Россия по уровню криминала даже в 1990-х не смогла догнать США.
Криминал - есть реальная объективация формулы, что каждый человек есть хозяин собственной судьбы. Если "бизнес" не удается, нет для этого стартовых условий, а в большинстве случаев это так, то криминал - это хороший суррогат.
Да и суррогат ли? "Честным" бизнес является только на данный момент времени, вот сейчас. Если брать более длительный отрезок времени, историю, то вы не найдете ни одного законопослушного бизнесмена, ни одного кто-то бы не обманывал государство, потребителя или собственного бедолагу работника. "Честный бизнес" не более чем реклама, идеология буржуазного государства. Хаос рыночных отношений и желание выжить любой ценой выдавливает из социума сами понятия честности и порядочности.
У Ильфа и Петрова в "12 стульях" есть момент, хорошо отраженный в фильме Гайдая, когда Остап Бендер, остроумный аферист экстра класса, чтобы добыть средства для пропитания, начал измерять размеры окна одной частной лавочки. Вышел хозяин и гаркнул "В чем дело?" Остап хороший психолог, он сухо заметил, продолжая свое дело: "Вы сами знаете". И предприниматель сразу сник, засуетился, пригласил афериста внутрь, откуда сердечно выпроводил с кульком чего-то вкусного.
Вот и Дональд Трамп, когда-то, как и положено "представителю бизнеса" замешанный в мошенничестве, не случайно коснулся волнующей темы американской мечты во время нынешней предвыборной кампании...
Да, странная она, эта американская мечта...
Но есть у американской мечты еще один источник, так сказать, вдохновения. Источник, никем не замеченный, но главный, так как психология среднего американца сформировалась именно на этом источнике.
Это историческое рабство. Преодоленное юридически, но не преодоленное психологически.
На формирование идеи "американской мечты" оказало сильное влияние и само состояние рабства, и затем, как неизбежное следствие, рабская психология громадного большинства простого народа - и белого и черного.
Американская мечта растет оттуда, из этой рабской психологии среднего американца, который готов самым недостойным образом пресмыкаться, как бездомный пес, перед теми, от кого зависит продвижение по лестнице карьеры.
Вспомним песенку персонажа "Приключения Буратино", Карабаса, длиннобородого владельца кукольного театра:
Считайте меня подлым -
Да! Я готов на подлости!
Эх! Я готов на подлости!
Ух! Я готов на подлости!
Но лишь бы в потасовке
Хватило бы мне бодрости,
Но лишь бы в потасовке
Хватило бы мне бодрости! 3р
Зовете меня гадким?
Да! я готов на гадости!
Эх! я готов на гадости!
Ух! я готов на гадости!
Но лишь бы все захапать
К своей великой радости,
Но лишь бы все захапать
К своей великой радости! 3р
Плевать на унижения -
Да! Я готов унизиться!
Эх! Я готов унизиться!
Ух! Я готов унизиться!
Но лишь бы к сладкой цели
Хоть чуточку приблизиться,
Но лишь бы к сладкой цели
Хоть чуточку приблизиться! 3р"
Ни группа людей, ни один человек, ни "элита" не существует в обществе изолированно, даже если представляет из себя замкнутую касту. И психология рабов, аромат рабства, до сих разбрызган в американской реальности как дешевый дезодорант. Психология рабов - необразованных, разобщенных, мечтающих о личном освобождении, в своей скорбной скорлупе не осознающие себя общностью, имеющей общие интересы. Это сознание впитало и психологию рабовладельцев, отказывающих в человеческом достоинстве значительному числу людей и от этого становящихся на одну культурную ступень вместе с рабами.
Это сознание способно только на разовые акты мести, разрушительные бунты, не несущие реального освобождения, возможное только из солидарности, понимания левых идей и что такое вообще социальная справедливость.
Институт рабства и расовая сегрегация, официально переставшая существовать лишь с 1960-х, продолжает влиять "изнутри" на американское массовое сознание, провоцируя не только ложные ценности, которые принимаются за истинные, но и ложную память и признание по умолчанию иерархического деления общества, которое сквозь эту муть видится не иерархическим, а демократическим.
Это массовое сознание впитало в себя отсталость и бывших рабов и бывших рабовладельцев. Это массовое сознание вложило убойную дозу архаизма в отношения рабочий - работодатель. Общество рабов и господ, где никто не никто не свободен от тяжести обстоятельств. Общество где равенство принимает карикатурный вид. Где соискатель работы будет, светясь от счастья и признательности, мыть туалеты или сортировать мусор ... (о работодатель, да продлятся дни твои на земле!)
Рабская психология американского обывателя дает колоссальный перекос в ощущениях - когда развитие новых технологий кажется свидетельством развития общества вообще, как информационная революция и увеличение коммуникации видится как гарантия увеличения пропускной способности социальных лифтов.
Это и милитаристский инфантилизм в пределах своей песочницы, когда можно увешаться оружием и от этого стать "свободным", "равным", с достоинством взрослого - (мама, смотри, какое у меня ружье!)
В свое время типичный американский аферист - делец, промышленник Сэмюэль Кольт, присвоивший себе честь изобретения популярного револьвера вместо безвестно сгинувшего в мутной пене рынка некоего Джона Пирсона, оставил после себя авторитетное заявление:
Авраам Линкольн дал людям свободу, а полковник Кольт
уравнял их шансы...
Каким людям свободу? Кто эти люди, их имена, явки, пароли?
Полковником он назначил себя сам во время Гражданской войны 1861-65, но пал не геройски, а от естественных причин (как писали газеты) в 47 лет - видимо, от прилива кипучей энергии "американской мечты", ведь всех коммерсов часто пучит от этой таинственной энергии.
Рабская психология плохо восприимчива к левым идеям. Вместо идеи социальной справедливости в Америке - засилие желтых профсоюзов, функционеры которых работают согласованно с корпорациями и доминируют культурные "достижения", которые ставят под вопрос существования цивилизации как таковой.
Оттуда же вылезает и тусовка правых феминисток, любителей степных сусликов и китов, защитников прав толстых граждан против худых и худых граждан против толстых. Ведь Америка такая разная... И очень много вопросов выносится на всенародное обозрение, типа эвтаназии или абортов, которые стали бы актуальными в будущем, когда не будет голода, эксплуатации, когда медицинское обслуживание станет доступно всем, но сейчас при теперешнем убогом, расколотом состоянии общества это сильное забегание вперед.
Оттуда же и возможность выбора между между Бобом Томпкинсом и Томом Бобкинсом на выборах президента...
Стоит какому-нибудь работяге или айтишнику пожить и поработать в Америке, надышаться этим спертым воздухом "свободных личностей", находящихся в свободном полете, как нравственная асфиксия тянет его на более примитивный уровень.
Американское общество архаично и в целом транслирует в мир этот исторический дух личного обогащения и животного эгоизма. Ведь это и есть суть американской мечты, разве не так?
Когда же перестанет существовать химера американской мечты?
Да, каждое общество - это сложнейший организм, но в каждом самом сложном организме есть простые составляющие, например, клетка. Клетка американского общества - алчущий индивид, замкнутый в себе самом...
Тем не менее развитие общества вообще как таковое, это не реализация эгоистических амбиций одного человека, ни суммы этих амбиций, это солидарное движение всех ко все большей реализации не амбиций, а творческого потенциала каждого, которое предполагает заботу об обществе, где никто не забыт, не заброшен. Движение от животного состояния эгоистичной возни к широкому сознанию человеческого достоинства.
Но американское общество не таково.
Американская мечта есть эгоистичное желание, которое отражается в кривом зеркале американской действительности, как национальная объединительная идея.
Это мираж, рождённый рекламным мышлением. Это мираж, рождённый состоянием рабства. Мираж, который все никак не хочет уходить...