88 лет назад Иркутск лишился одного из своих главных архитектурных символов — Казанского кафедрального собора, входившего в число крупнейших православных храмов мира. Автор телеграм-канала «Иркутский блог» рассказывает, какие ещё важные потери понес город в советский период.
Казанский кафедральный собор
Главный иркутский собор с помпезным убранством фасадов в русско-византийском стиле возвели во второй половине XIX века на главной площади — Тихвинской (в советские годы переименована в честь Кирова). Над проектом успели поработать три архитектора: сначала за него взялся Владислав Кудельский, но у него возникли разногласия с архиепископом Вениамином; вторым был Митрофан Огонь-Догановский, но его работу не утвердили в Санкт-Петербурге из-за излишней «скромности»; наконец, над финальным обликом, который утвердил лично император Александр III, работал Генрих Розен — архитектор, тогда же занимавшийся ещё одним крупным собором в другом конце страны — Воскресенским в Казани.
Строительство иркутского собора завершилось в 1894 году. Высота его центрального купола превышала 60 метров, а сам храм вмещал до пяти тысяч прихожан. Собор стал главной высотной доминантой города — это хорошо заметно на дореволюционных панорамах с левого берега.
В советские годы храм закрыли. Попытка разобрать его на строительные материалы не увенчалась успехом, поэтому его решили взорвать. Первый взрыв прогремел в августе 1932 года. Рабочие вручную разбирали обломки и развозили по площади, из-за чего её уровень поднялся почти на метр.
В 1938 году рядом с местом, где стоял собор, началось строительство Дома Советов, которое затянулось на 20 лет. За это время проект упростили и удешевили: первоначально запланированный помпезный комплекс превратился в невыразительное скромное здание. В нем работает правительство Иркутской области. На месте же самого собора сейчас находится проезд и лужайка перед Серым домом.
Интендантский сад
До революции в Иркутске было несколько популярных у горожан благоустроенных парков (которые тогда было принято называть садами), но в советские годы они либо одичали, превратившись в обычные участки с деревьями (как сад «Кинь грусть» в районе нынешней улицы Тимирязева или Александровский сад, где разобрали почти все строения), либо вовсе исчезли с лица города. Пример тому — Интендантский сад.
Его открыли в 1871 году на месте рощи, принадлежавшей интендантскому управлению, между рекой Ушаковкой и улицей Шелашниковской (ныне — Октябрьской революции). Деньги на благоустройство собрали сами горожане. Вход в сад стал платным по будням (50 копеек) и бесплатным по воскресеньям.
В саду было два больших пруда, где плавали лебеди, три канала с перекинутыми через них мостами, аллеи с беседками и скамейками, летний театр, вмещавший до 500 человек, а на Ушаковке была обустроена купальня. Здесь проводились выставки, играли оркестры, шли театральные постановки, запускали фейерверки, а в начале XX века стали показывать кино. Бывали в саду и известные люди — например, в 1890 году в нём прогуливался писатель Антон Чехов, остановившийся в Иркутске по пути на Сахалин.
В 1916 году в Интендантском саду постановили устроить первый питомник для саженцев — чтобы развивать озеленение города. Но воплотиться планам было не суждено. Еще в начале XX века рядом начали расширяться ремесленные мастерские, и такое соседство на пользу саду не шло, особенно в революционные годы: нетрезвые рабочие нередко устраивали потасовки, а осенью 1917 года, возмутившись платным входом, они сломали ограду сада.
В советские годы Интендантский сад сделали общедоступным, но присматривать за ним перестали. Точку в его истории поставила индустриализация 1930-х годов — тогда территорию у реки Ушаковки полностью занял завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева: пруды и каналы засыпали, беседки и деревья снесли, место отдыха превратилось в серую промзону.
Чудотворская церковь
Разглядывая панорамный вид на исторический центр Иркутска начала XX века с левого берега, можно заметить большую белую колокольню прямо у реки. Она была частью храма Святых Устюжских чудотворцев или, как его чаще называли, Чудотворской церкви — одной из старейших в Иркутске.
Её построили в середине XVIII века. Храм простоял почти два столетия, хотя в 1879 году мог быть упразднён: случившийся тогда Большой иркутский пожар уничтожил церковь, от неё остались только стены и железная крыша; внутри всё выгорело, а колокола расплавились. Горожане, собравшие по своей инициативе деньги на восстановление, сумели дать храму вторую жизнь.
Церковь снесли в годы богоборчества — в 1930-е годы. На её месте в 1938 году построили невысокий многоквартирный жилой дом для сотрудников речного пароходства, известный как Дом водников. Выразительная архитектурная доминанта на берегу Ангары исчезла.
Арка цесаревича
В 1891 году в Иркутске произошло знаменательное событие — в город прибыл цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Поскольку Транссибирскую магистраль в те годы только начинали строить, наследник престола добрался до города на пароходе по Ангаре.
К его приезду на Нижней набережной возле Богоявленской церкви выстроили большую арку по проекту иркутского архитектора Владимира Рассушина. В истории она преимущественно известна как Арка цесаревича, хотя среди иркутян получила второе название — «царская беседка» — во многом из-за того, что строение в неорусском стиле и с шатровой крышей было мало похоже на привычную европейскую триумфальную арку.
Именно через неё 23 июня 1891 года торжественно вступил в город Николай, два дня спустя через неё же и покинувший Иркутск. Долгое время арка была украшением города, но при советской власти с объектами, напоминающими о прошлом, не церемонились — её снесли в ориентировочно в конце 20-х — начале 30-х годов. Сейчас на месте арки частично расположены проезжая часть и тротуар Нижней Набережной.
Амурские ворота
До 1920 года, когда большевики разом переименовали большинство иркутских улиц, нынешняя Ленина звалась Амурской. Это название она получила в XIX веке из-за события международного масштаба.
В 1858 году иркутский генерал-губернатор Николай Муравьев в качестве официального представителя Российской империи на переговорах с Китаем подписал Айгунский договор, благодаря которому России без единого выстрела отошли обширные территории в Приамурье. За такой дипломатический успех Муравьев получил приставку к фамилии — Амурский, а на въезде в город со стороны Байкала для встречи губернатора построили триумфальную арку — Амурские ворота.
Это была крупная арка (сопоставимая по размеру с Московскими воротами), выполненная в стиле ампир. Визуально она имитировала каменную постройку, хотя была построена из дерева, что придавало ей особый колорит.
Амурские ворота более 60 лет венчали перспективу улицы, но в 1920-е годы их разобрали, сославшись на ветхость. Сейчас на месте арки находится проезжая часть улицы Ленина.
Площадь у Банка Медведниковых
В 1860-е годы на углу улиц Большой и Ивановской (ныне Карла Маркса и Пролетарская) возле Банка Медведниковых, располагавшегося в двухэтажном здании с необычным эркерным балконом, заложили часовню в честь чудесного спасения императора Александра II после покушения на его жизнь.
Часовня Христа Спасителя была завершена в 1870 году. Образовавшийся архитектурный ансамбль в виде небольшой площади официального наименования не получил, но стал иркутской достопримечательностью, популярным видом, который часто запечатлевали фотографы начала ХХ века и тиражировали на открытках.
Часовню разобрали в 1920-е. Спустя несколько лет советские власти поставили там один из многочисленных памятников Ленину. В 1960-е годы исчез и необычный эркерный балкон: его буквально спилили, торец старинного дома обложили бетонными плитами с советской мозаикой со словами «Интернационала».
Пассаж Второва
На улице Ивановской (ныне Пролетарской) в начале XX века находился торговый пассаж, принадлежавший одному из богатейших людей Российской империи — уроженцу Иркутска Александру Второву. В общей сложности династия Второвых владела в городе более чем 50 зданиями и строениями, а пассаж на Ивановской был самым крупным из них.
Причина утраты этого помпезного объекта в центре города очень необычна для городов Сибири — артиллерийская бомбардировка. Это произошло в декабре 1917 года, когда большевики попытались силой захватить власть в Иркутске, но город воспротивился — юнкера при поддержке казаков и добровольцев стали силой вытеснять подразделения большевиков. На улицах развернулись кровопролитные сражения, в результате погибли сотни человек.
Большевики, недовольные непокорностью иркутян, решили действовать жёстко: пригнали артиллерию, выставив её на высотах рядом с городом, и начали обстрел. Били не только по казармам юнкеров, но и по жилым кварталам. Хроники иркутского летописца Нита Романова сохранили информацию о множестве горевших домов и усадеб. Среди уничтоженных большевистской бомбардировкой зданий оказался и пассаж Второва.
В советские годы на месте пассажа возвели четырехэтажное здание в стиле советского неоклассицизма.
Иверская часовня
Иркутский золотопромышленник, предприниматель и известный далеко за пределами России исследователь Арктики Александр Сибиряков (именно в честь него впоследствии был назван первый в истории корабль, преодолевший Северный морской путь за одну навигацию) в 1892 году на свои деньги построил часовню Иверской иконы Божией Матери на Ивановской площади (ныне Площадь Труда).
Часовню со статуей ангела на куполе возвели по проекту Владислава Кудельского, она простояла около 40 лет и была снесена в 1930-е годы. Уже во второй половине XX века на её месте появился фонтан, облик которого с тех пор претерпел немало изменений.
Лютеранская кирха
В Иркутске всегда было немало представителей разных религиозных конфессий. В их числе были и протестанты — их количество в городе стало расти еще в XVIII веке (даже первым иркутским губернатором был немец Карл Фрауендорф), а одна из улиц исторического центра вплоть до 1920 года называлась Спасо-Лютеранской (ныне улица Сурикова) — из-за стоявшей там лютеранской церкви.
Но во время Большого иркутского пожара 1879 года главный лютеранский храм был уничтожен огнем. Новое здание немецкой кирхи построили к 1885 году на углу улиц Большой и Амурской (ныне Карла Маркса и Ленина). Автором проекта стал Генрих Розен, одновременно работавший над Казанским собором.
Кирху закрыли в 1919 году, внутри разместили общежитие для студентов. Старинный книжный фонд из библиотеки при лютеранской церкви по решению директора педагогического института отправили на утилизацию. Сам храм разрушили в 1952 году. На его месте вскоре открыли очередной памятник Ленину.
Вознесенский монастырь
Когда-то в Иркутске находился один из крупнейших православных монастырей Востока России — Вознесенский. Его ещё в XVII веке заложил старец Герасим в нескольких верстах вниз по течению Ангары от Иркутского острога. Монастырь постепенно рос, развивался и к XIX веку был известен на всю страну — в Иркутск совершали паломничества даже из европейской части России.
В комплексе к началу XX века было несколько церквей: главный собор (по проекту архитектора Кудельского, который начинал работать над Казанским храмом) постройки конца XIX века и более старые церкви поменьше — Успенская, Смоленская и Тихвинская. Помимо этого — несколько часовен, ризница, хозяйственные службы, братские и настоятельский корпуса. Монастырь окружала каменная ограда, а над въездом возвышалась колокольня, высоты которой хватало, чтобы её можно было увидеть из центра Иркутска.
Монастырь уничтожили в 1930-е годы. Храмы снесли, оставив лишь один — Успенский, но и тот был перестроен под клуб рабочих, а примыкающую к нему часовню над святым источником превратили в общественный туалет. На месте главного собора позднее построили пятиэтажный панельный жилой дом. Сейчас место, где когда-то стоял величественный монастырь, — невзрачный участок на улице Полярной возле Иннокентьевского моста (район Жилкино Ленинского округа Иркутска).
___________________________________________________________________________
В этом материале приведены лишь некоторые из важных объектов, которые потерял Иркутск в советские годы. Полный список утрат гораздо больше — здесь речь идёт о примерах того, что рушили большевики. Например, Чудотворская церковь — лишь один из многих подобных крупных храмов, полностью уничтоженных или до неузнаваемости перестроенных; Интендантский сад — одно из целого ряда деградировавших городских пространств, пассаж Второва — не первое и не последнее из многих ценных зданий, утраченных в советский период. К сожалению, сегодня в точности оценить полный масштаб катастрофы уже невозможно.
___________________________________________________________________________
Этот материал — один из блогов «Верблюда в огне». Вы тоже можете завести блог — как это сделать, читайте здесь.