"Сделано в Японии" - двойной концертный альбом английской рок-группы Deep Purple, вышедший в декабре 1972 на Purple Records в Соединенном Королевстве, в апреле 1973 - на Warner Bros. в Америке. Записан в августе 1972 во время первого турне Deep Purple в Японии.
9 августа 1972 года Deep Purple впервые отправились на гастроли в Японию - страну, сильно полюбившую рок-музыку со времен The Ventures и The Beatles, славящуюся роскошным приемом и горячим фанатским почитанием западных исполнителей. Кульминацией недельного пребывания группы в стране восходящего солнца стали два концерта - 15-16 августа - в Осаке и концерт 17 августа в Токио. Билеты были раскуплены задолго до концертов - Deep Purple были здесь самой популярной хард-роковой командой, за ними шли группы Free и Grand Funk.
Менеджеры японского филиала Warner Bros. - издателя Deep Purple в Японии - запланировали запись концертов с тем, чтобы выпустить концертный альбом исключительно для продажи в Японии. Deep Purple отнеслись к этому со скептицизмом. Они успешно отыграли концерты, посетили японские бани с гейшами и прочие развлечения, устроенные Warner Bros. и улетели домой. А когда пленки с записью японских концертов прибыли в лондонскую студию, никто из музыкантов даже не заинтересовался прийти послушать их.
Основной звукоинженер, работавший с составом Deep Purple Mark II с 1969 года, Мартин Бирч, прослушав пленки, поначалу тоже опустил руки и даже посчитал записи непригодными для альбома. Однако глаза боятся, а руки делают. И сделали шедевр. Как вспоминал Джон Лорд: "Одна из причин, почему я горжусь группой то, что живьем она намного сильнее, чем в студии. Purple всегда была концертной группой, а в студии, мне кажется мы были слабее. А Made In Japan удалось передать ту невероятную энергию, благодаря которой альбом до сих пор продается большими тиражами. Это один из самых хорошо продаваемых концертников в истории музыкальной индустрии, а я думаю, что он и один из лучших по звучанию.
Работа обошлась всего в три тысячи долларов - чтобы переложить живую запись на восемь каналов нам, под руководством Мартина Бирча, оказалось достаточно всего четыре вечера. Самое интересное, что на этих концертах никто из нас не озабочивался записью, не было мыслей, типа "О Боже, надо все сделать по высшему сорту, ведь нас сейчас пишут." Ничего подобного, все чувствовали себя как всегда на концертах - легко и расслабленно, так что были взаимодействие и спонтанность."
Прослушав смикшированный вариант, музыканты одобрили его выпуск не только в Японии, но и по всему миру. В промо интервью журналу Sound Роджер Гловер заявил: "Везде распространилось слишком много нелегальных записей наших выступлений, но выпустив собственный концертник, мы просто уничтожим рынок бутлегов... Еще одна причина в том, что... в следующем году мы сильно изменим... свою обычную программу выступлений." Эти слова его стали чуть ли не пророческими. И действительно, Made In Japan запечатлел навсегда лучшую программу Deep Purple в живом исполнении.
Альбом вышел прежде всего в Японии, поскольку его там и заказали - в октябре 1972 - под названием Live In Japan. В Соединенном Королевстве его выпуск поначалу даже не предусматривался, поскольку британская публика не проявляла интереса к концертным альбомам. Решив издать его к Рождеству 1972, Purple Records, опасаясь, что не сможет распродать концертный, да еще и двойной альбом, установила на него невероятно низкую цену - ?3.25. В то время большинство не то, что двойных - обычных одинарных альбомов стоило около ?4.00! Альбом ушел влет. В США выпуск Made In Japan отложили до апреля-мая, поскольку Warner Bros. Records издала сначала в январе 1972 новый студийник Purple - Who Do We Think We Are! и дождалась, пока он соберет свой урожай. Однако студийник пользовался меньшим спросом, чем изданный после него концертник. (В Великобритании и Европе, кстати, поступили наоборот - студийник запустили через три месяца после концертного альбома.) Но наибольшая популярность ждала альбом в будущем. Это самый переиздаваемый концертный альбом в мире. Made in Japan вдохновил многие другие группы на выпуск концертных альбомов.
В альбом вошли только наиболее яркие и сильные вещи группы, записанные составом MKII в 1970–72 гг. На протяжении всего альбома группа постоянно импровизирует, музыканты, играя очень мощно и слажено, совершенно «не стесняются» на ходу менять ритмы, мотивы, преподнося публике массу сюрпризов. Техничность и слаженность игры здорово сочетаются с атмосферой зала. А качество записи настолько высоко, что, пожалуй, почти ничем не уступает студийному.
1. "Highway Star". Отличная вещь для начала любого альбома! Пожалуй, что именно она является наиболее близкой к оригиналу.
2. "Child In Time". Сразу бросается в глаза отличие органной мелодии, начинающей композицию – Лорд намеренно импровизирует. Так же несколько иначе звучит вокал в «припеве» (Гиллан вообще, на концертах почему-то несколько иначе поет эту партию и мне, откровенно говоря, студийный вариант нравится намного больше. Но видимо, так петь слишком часто невозможно…).
3. "Smoke On The Water". По мнению Гловера с Пейсом, эта вещь здесь звучит даже лучше оригинала! Но лично я вряд ли могу согласиться с этим… Интересно, что Гиллан начинает петь припев с запозданием на 1 секунду, что создает очень непривычный момент.
4. "The Mule". Единственная вещь с альбома "Fireball" 1971 года. От студийного варианта отличается отличным барабанным соло без сопровождения остальных инструментов (но зато местами с отличным аккомпанементом зала!). Вероятно, именно это соло стало причиной включения композиции в эту подборку «лучших из лучших».
5. "Strange Kind Of Woman". Композиция, не вошедшая ни в один из студийных альбомов (вышла на сингле в 1971 году перед альбомом "Fireball"), но, тем не менее, являющаяся одной из самых известных у группы. Сама песня исполнена почти как на сингле, а вот концовка ее – протяженная импровизация Гилана с Блэкмором – это знаменитая концертная вокально-гитарная дуэль, в которой Йен с Ритчи подыгрывают друг другу, то попеременно, то в унисон. Круто!
6. "Lazy". Как и в оригинале, начинается с органного соло Лорда, но значительно более длинного и более импровизационного. Далее по ходу композиция так же местами отличается от студийного варианта.
7. "Space Truckin’". Начинается с органного соло, знаменитый гитарный рифф звучит не так резко и тяжело, как на "Machine Head", тем не менее, вещь звучит предельно энергично. Ударное соло здесь заменено гитарным. После окончания песни, примерно с 5.00 начинается пространная импровизация, напоминающая некую спорную солянку, из которой лично меня больше всего впечатлила игра Джона Лорда, не вполне ему свойственная – сопровождающаяся массой красивых «космических» звуков. Примерно на 14 минуте начинает звучать слегка измененный мотив из средней части композиции "Fools" (с альбома "Fireball")…
Интересна концовка композиции и альбома в целом: шквал инструментов внезапно замолкает и… в зале наступает гробовая тишина. А секунд через пять-шесть раздается гром оваций!
Альбом не содержит записи одного концерта. Все вещи скомпонованы с разных записей, поэтому полной атмосферы концерта альбом не создает. Тем не менее, он является эталоном записей подобного рода и в подобном стиле.
Made in Japan (1972)
1. Highway Star (Blackmore/Gillan/Glover/Lord/Paice) - 6.51
Recorded in Osaka on August 16th.
2. Child In Time (Blackmore/Gillan/Glover/Lord/Paice) - 12.24
Recorded in Osaka on August 16th.
3. Smoke On The Water (Blackmore/Gillan/Glover/Lord/Paice) - 7.32
Recorded in Osaka on August 15th.
4. The Mule (Blackmore/Gillan/Glover/Lord/Paice) - 9.49
Recorded in Tokyo on August 17th.
5. Strange Kind Of Woman (Blackmore/Gillan/Glover/Lord/Paice) - 9.36
Recorded in Osaka on August 16th.
6. Lazy (Blackmore/Gillan/Glover/Lord/Paice) - 10.51
Recorded in Tokyo on August 17th.
7. Space Truckin' (Blackmore/Gillan/Glover/Lord/Paice) - 19.41
Recorded in Osaka on August 16th.
Jon Lord (keyboards)
Ritchie Blackmore (guitar)
Ian Paice (drums)
Roger Glover (bass)
Ian Gillan (vocals)
Made In Japan - несомненно входит в "золотой фонд" рок-музыки. Это классический альбом, неотъемлемый в коллекции любого рок-меломана.
Один из лучших рок-концертных альбомов всех времен и народов.