Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое использование текста без предварительного согласия правообладателя.
«Откровенно говоря, я не в восторге от британских музыкальных изданий — во многом потому, что они были несправедливы по отношению к нам», - говорил Фредди Меркьюри об английской прессе. Но как в действительности складывались отношения Queen и британских средств массовой информации? И какие сведения об истории группы можно получить при изучении развития английской периодики?
Принято считать, что королевский квартет получал лишь необъективные рецензии критиков, а также находился под постоянным прицелом бульварной прессы. Но так ли было на самом деле? Дело в том, что на острове сохраняется классовая система, которая подчиняет все стороны общественной жизни, включая и национальные средства массовой информации. В Британии каждая газета придерживается своих нравственных принципов, которые закрепляют за ней свою аудиторию. На выбор читателей оказывает влияние и формат издания. Обычно всю местную периодику разделяют на широкополосную и малоформатную (таблоиды). К первой группе чаще всего относят серьезные издания, которые ценят за объективную и разностороннюю подачу материала, а также за толерантное отношение к освещаемым событиям. Таковы принципы The Times, The Independent (которая с 2016 превратилась в интернет-издание), The Daily Telegraph и др.
Таблоиды же привлекают внимание кричащими заголовками, скандальными публикациями и сенсационными фотографиями, сделанными папарацци. Подобной философии много лет придерживается "Красная пресса" - газеты The Sun и Daily Star. Именно в таких изданиях регулярно появлялись статьи о Queen сомнительного содержания. «Чаще всего средства массовой информации предлагают скандальные истории об успешных людях, потому что никто не хочет читать о заурядной Мэри Поттс и тяжелой жизни — бедная девочка! Из этого не сделаешь увлекательного чтива. Но напиши о ком-нибудь известном, знаменитом — вот это будет продаваться; они это знают», - подтверждает Фредди Меркьюри. Он же рассказал об одной сомнительной публикации о себе, появившейся в газете The Sun: «Журналистка, написавшая последнюю статью, хотела получить от меня что-то абсолютно сенсационное, но ей не повезло. Я сказал ей прямо: «Что вы хотите услышать от меня? Что я торгую кокаином?» Но ради всего святого, если бы я хотел сделать грандиозное признание, неужели из всех газет мира я выбрал бы для этого The Sun? Это бы не была бульварная газетенка».
В Соединенном Королевстве индивидуальные предпочтения человека, а также уровень его доходов, образование, а также классовую принадлежность можно определить по тому изданию, которое он держит в руках в метро или в парковом сквере. Поэтому и роль прессы в судьбе музыкантов Queen нельзя назвать однозначной. Характер той или иной публикации напрямую зависел от основных принципов периодического издания, а также его репутации. В этой связи интересно вспомнить опрос, проведенный в 2007 году Всемирной службой ВВС, по которому следует, что только 29% британцев довольны тем, как национальные СМИ освещают текущие общественно-политические и культурные события. Англичане редко доверяют таблоидам, которые «читают только домохозяйки». «Порядочные леди и джентльмены никогда не купят подобные жалкие газетенки», - от чистого сердца скажут вам на острове. Поэтому и утверждать, что группа Queen удостаивалась лишь необъективных рецензий критиков, достаточно преждевременно. У музыкантов было множество английских поклонников, которые в одно мгновение раскупали билеты на все выступления группы. Это ли не показатель успеха и общественного признания?
Говоря о роли СМИ в жизни Queen, нельзя не упомянуть о телевидении. Это сейчас многие англичане предпочитают получать информацию из интернета, но в 70 и 80-е годы роль телевидения была определяющей. Считается, что британцам очень сложно угодить, так как они предпочитают смотреть только качественные сериалы и телевизионные шоу. Возможно, это связано с тем, что на острове каждый владелец телевизора вынужден приобретать телевизионную лицензию, доходы от которой идут на финансирование служб ВВС. Поэтому придирчивые англичане чувствуют себя в праве требовать только лучшие продукты телевидения.
В 70-е годы одной из самых популярных программ на национальном телевидении была «Top of the Pops», выходившая на каналах BBC One и BBC Two. Её высокий статус подтверждало желание многих успешных артистов выступить на передаче. Несколько раз там выступали и участники Queen.
В стране до сих пор одним из самых уважаемых и любимых каналов является BBC, одно из первых ответвлений которого (BBC One) охватывает самую большую аудиторию. Поэтому так понятно желание молодой группы Queen в далеком 1974 году попасть на популярное британское шоу.
Музыканты не отказывались и от предложений выступить на передачах телеканала BBC Two. У него до сих пор очень неплохой рейтинг, который поддерживают интересные программы по искусству и музыке, а также документальные и художественные фильмы.
В настоящее время большую аудиторию собирает передача «X Factor» (аналог российского «Народного артиста»), которую транслирует телеканал ITV. В 80-е годы там с успехом шел сериал «Улица Коронации» (Coronation Street), который однажды вдохновил Queen на создание клипа «I Want to Break Free». Именно в декорациях английского телесериала разворачивается основной сюжет знаменитого клипа группы. «Это не было буквальной пародией на Coronation Street, мы просто взяли его атмосферу, - уточнял Фредди Меркьюри. - Но если бы кому-то очень захотелось соотнести нас с реальными персонажами, то я, видимо, был бы Бет Линч. Честно говоря, я думал, что больше похож на Финеллу Филдинг. Этот парик был действительно великолепен».
При этом многие до сих пор считают, что именно внешность Бет Линч стала вдохновением для вокалиста Queen. Известно, что героиня Джули Гудиер предпочитала модную одежду, неизменно появляясь в очень смелых нарядах с леопардовым принтом.
И в заключение несколько слов о британском радио. Сегодня, по статистике, более 90% англичан регулярно слушают радио. Похожие цифры наблюдались и в эпоху Queen, когда популярность сингла зависела от успеха на радио. При этом на выбор слушателей большое влияние оказывала репутация создателей эфира. Одним из самых уважаемых каналов (в настоящее время считающийся эклектичным) был BBC Radio 1, на котором когда-то начинал свою карьеру популярный ныне диджей Кенни Эверетт. Считается, что именно Эверетт в 1975 году способствовал продвижению «Bohemian Rhapsody», которая с его легкой руки попадала в эфир радио Capital 14 раз. Конечно, это было не BBC Radio 1 и даже не любимое молодежью BBC Radio 2, где транслируют преимущественно популярную музыку, но даже попадание в эфир радио Capital не могло не отразиться на популярности нового сингла королевской группы.
Такова краткая история Queen в контексте развития британских средств массовой информации. Конечно, это лишь небольшой обзор, но остается надежда, что когда-нибудь он послужит основанием для более глубоких и разносторонних исследований удивительной эпохи Queen.