Каждый любознательный турист в своём списке хотелок-достопримечательностей Египта после пирамид ставит вторым пунктом Луксор и Карнакский храм (и правильно делает). О Дендере я узнала только потому, что она была включена в программу экскурсии в Луксор, но это волшебное место совершенно точно стоит того, чтобы его увидеть.
Хатхор в египетской мифологии, как и все в пантеоне, многофункциональна. Но она, кстати, одна из немногих там с человеческой головой, хотя в некоторых областях изображалась с ушами коровы. (Ну ладно, ладно, сначала, в совсем древние времена она почиталась как небесная корова, родившая Солнце).
Богиня неба, радости, любви, опьянения, материнства, плодородия, веселья и танцев.
В поздние периоды древнеегипетской истории Хатхор отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности с месопотамской Иштар, греческой Афродитой, римской Венерой и германо-скандинавской Фрейей.
Насчёт Фрейи, мне кажется, немного загнули - далековато слишком и по времени не срастается. Ну да ладно. Посмотрим на портрет красотки.
Центр культа Хатхор располагался как раз в Дендере, которую я и хочу вам показать. Её так и называли - "владычица Дендеры". Территориально Дендера находится в 60 км от Луксора.
Храмовый комплекс обнесён кирпичной стеной и имеет немаленькую площадь в 40 тыс. квадратных метров. Строился он в поздний, греко-римский период, при греческой династии Птолемеев, а они правили совсем "недавно" по египетским меркам - с 305 г. до н. э. по 30 г. до н. э., уже после завоевания Египта Александром Македонским. Храм строился около 200 лет, и строительство закончилось уже при императоре Тиберии, когда Египет вошёл в состав Римской империи. Поэтому на территории храма присутствуют римские колонны, что смотрится, конечно, на первый взгляд, весьма странненько, если не знать историю.
Храм был долгое время занесён песком, оттого и сохранился относительно хорошо, хотя от всяческого вандализма его это всё равно не спасло. Верхние помещения использовались в качестве конюшен, где разводились костры, отчего потолки и сегодня покрыты копотью, а многие росписи не могут быть восстановлены.
Впервые раскапывать храм начали в 1876 году немецкие археологи, но на стенах есть и более старые отметки вида "Здесь был Вася":
Да, Васи прошлых столетий не ленились вышкрябывать в камне не только имя, но и дату.
В Карнакском храме, кстати, на более масштабных колоннах и Васи отмечались значительно масштабнее, я имею в виду размеры выцарапанных букв. Но мы отвлеклись.
Поскольку была я в этом месте целых десять лет назад, то многое стёрлось из памяти, а кое-что, рассказанное гидом, вообще оказалось лажей. Поэтому я сейчас позволю себе процитировать кусочек из Википедии с описанием храма, хоть это и против моих принципов, а потом покажу фото с минимальными моими комментариями.
Внутри [храма] находится огромный гипостильный зал 24 колоннами, увенчанными изображениями Хатхор. На потолке изображены астрономические сцены, на стенах — описание царского визита в храм. На крыше помещалось несколько небольших святилищ Осириса, в одном из которых изображены солнечный диск и зодиак (Дендерский зодиак, выставленный сегодня в музее Лувра). Копию изображения можно увидеть в музее Египта.
Слишком скромненькое описание, КМК :-)
Больше всего потрясает то, что резьбой или рисунками покрыто абсолютно всё - от ворот до стен и потолков.
Фигурка у ворот - это Бес (Бесу), собирательное название различных карликовых божеств, считавшихся хранителями домашнего очага, защитниками от злых духов и бедствий, покровитель семьи. Румяненький, щёки до сих пор хранят следы краски.
Тушка сфинкса. Вообще на территории именно этого комплекса он тут чуть ли не единственный, в отличие от того же Карнакского храма.
Изображение на стене покрупнее:
Справа от входа находится маммиси -
наименование части храмового комплекса в Древнем Египте , выстроенной в виде небольшого храма и находящейся внутри окружающей главный храм стены, в правом внутреннем углу по отношению к пути сакральных процессий.
Если память меня не подводит окончательно, этот небольшой храм посвящён Исиде.
Он тоже весь покрыт изображениями внутри и снаружи.
Но самая интересная была вот эта серия изображений. По словам гида, после завоевания Египта Александром Македонским тот озаботился созданием легенды о своём божественном происхождении, ведь фараоны вели происхождение от богов. И на этих изображениях маленький (и растущий от картинки к картинке) Александр играет на коленях у вырастившей его Исиды.
Очень красивая легенда. Но если посмотреть на примерное время постройки храмового комплекса, то становится видно, что строительство началось уже после смерти Александра. А с чего бы Птолемеям поддерживать эту легенду, они Македонскому ничего не были должны вроде бы. Так что увы.
И слева в ряду на двух левых картинках всё-таки не Исида, а Хатхор, судя по её рогатой короне, держащей солнце.
В поздний египетский период в маммиси проводились обряды, посвящённые таким темам, как свадьба, рождение, воспитание ребёнка и вступление в права наследия. В греко-римский период празднества в маммиси связаны уже с культом божества Бес, того самого, что был на фото выше.
А мы отправляемся смотреть главный храм комплекса.
Вот он, тот самый гипостильный зал, о котором пишет Википедия.
Капители всех колонн представляют собой изображения Хатхор. К сожалению, у всех отбиты лица. Есть теория о том, что это делали грабители, боясь мести духов умерших фараонов, считая, что они, фараоны, продолжают жить в их изображениях. Ну а чего уж говорить о богине. Правда, учитывая высоту колонн и количество изображений, есть ощущение, что грабители должны были слегка надорваться портить портреты Хатхор. Но увы, тем не менее это всё было сделано ещё до арабского завоевания Египта.
Похоже, вот эти изображения и есть то самое описание царского визита в храм.
Объемы нанесённых изображений впечатляют.
Потолок. "Астрономические сцены". Даже краски сохранились (может, и подреставрировали).
Все другие внутренние помещения также испещрены рисунками, нет ни одной гладкой стены.
Это коридоры, подъём на верхний этаж. Процессия жрецов.
Вот эта "чеканка" на потолке одного из святилищ верхнего этажа очень сильно похожа на тот самый Дендерский зодиак, который сейчас в Лувре. Похоже, что здесь всё-таки оставили ещё одну копию, не только в музее в Каире.
Можно сравнить с фото оригинала из Лувра:
Вики пишет, что этот зодиак датируется 50 г. до н.э.,...
...потому что на зодиаке изображено расположение пяти планет, известных египтянам, которое повторяется раз в тысячу лет, а также два затмения.
Солнечное затмение указывает на дату 7 марта 51 г. до н. э.: оно показано кругом, внутри которого богиня Исида держит бабуина (бога Тота) за хвост.
Лунное затмение указывает на дату 25 сентября 52 г. до н. э.: оно показано кругом, внутри которого Глаз Гора.
Ещё в одном из святилищ на весь потолок нанесено изображение богини неба Нут, пожирающей и рождающей солнце. Спустя 10 лет склеила наконец из отдельных фрагментов это фото.
А в другом святилище во всю стену рассказана легенда об Осирисе, полный круг до его воскрешения.
Бабуин - бог Тот - собственной персоной
И без скарабея никуда :-)
При храмовом комплексе был священный бассейн, питавшийся водой из Нила. С тех пор Нил слегка обмелел, но выросшие вокруг бассейна финиковые пальмы имеют какие-то фантастические размеры.
А на этом, пожалуй, всё о Дендере. Следующая остановка - Луксор. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!