Норвежский музыкант Исан, недавно выпустивший свой новый миньон "Pharos", рассказал в интервью для Metal Hammer о 10 альбомах, которые изменили его жизнь.
Iron Maiden — "Seventh Son Of A Seventh Son" (1988)
«Мой отец взял меня на концерт Iron Maiden во время их тура "Seventh Tour Of A Seventh Tour", когда мне было 13 лет. Я играл на гитаре с 10 лет, мне было прикольно, но когда Брюс Дикинсон вышел на сцену с пиротехников и спел “I am he…”, с этого момента у меня никогда не было Плана Б в моей жизни.
Альбом "The Seventh Son Of A Seventh Son" стал для меня переломным моментом. Он расширил мои знания о гитаре — по сей день я всегда сочиняю партии для двух гитар. И во многом для меня это образец того, каким должен быть альбом с подъёмами и спадами и с длинной эпической песней.
Помню, когда только начиналась эра блэк-металла, со всеми этими поджогами церквей и прочим, Нико МакБрейна спросили в интервью: "Что вы думаете об этих сумасшедших норвежских блэк-металлистах?" И он сказал: "Что за кучка придурков!" или что-то вроде того. Помню, я подумал: "Ух ты, Нико МакБрейн знает, кто мы такие". Однажды мне пришлось пожать ему руку на церемонии вручения премии "Metal Hammer". Пришлось ли мне ему говорить, кто я такой? Нет, не пришлось».
Judas Priest — "Sad Wings of Destiny" (1976)
«Довольно долго я мог бы сказать, что "Painkiller" был моим любимым альбомом Judas Priest. Просто песня "Painkiller" добавила хэви-металлу больше экстрима. А потом я услышал "Sad Wings Of Destiny", и это было типа: "Ого". Это такой насыщенный альбом. В нём есть "The Reaper", "Victim Of Changes", есть прогрессивные элементы, элементы, которые могли быть у ранних Queen, более лёгкие части, которые Роб исполняет на этом альбоме. На меня оказало такое огромное вдохновение, что одна и та же группа могла бы исполнить "Sad Wings Of Destiny" и "Painkiller"».
Metallica — "Master Of Puppets" (1986)
«Это, конечно, знаковый альбом. Но меня познакомили с ним вслепую. У меня был кузен, который записал его для меня на кассету. Там было написано: "Metallica — Master Of Puppets". У нас не было ни интернета, ни журналов, я никогда не видел изображения "Metallica", я не видел обложек. У меня просто была музыка, которую я не слышал доселе. Я слушал её снова и снова, до такой степени, что когда я слышал некоторые из этих песен позже, я испытывал те же запахи, которые испытывал в то время. Я перешёл от традиционного хэви-металла к этому. Примерно в это же время, когда нам было 13 лет, я начал играть в группе с [будущим гитаристом Emperor] Самотом».
Morbid Angel — "Altars Of Madness" (1989)
«Это путеводная звезда в мире экстремального металла. Для меня Дэвид Винсент — вокалист, о котором я вспоминаю, когда дело касается дэт-металла. Он настолько выразителен, он делает это с таким авторитетом — это не просто гортанный звук, который вы не можете разобрать. Его тексты и его исполнение просто поражают — вы верите каждому его слову. Я записал свои первые дэт-металлические песни в группе, которую мы называли Embryonic. Мне было 14, так что я не задумывался об артикуляции — я просто пытался издать эти гортанные звуки».
Bathory — "Blood Fire Death" (1988)
«Это квинтэссенция блэк-металлического альбома для меня. Квортон — единственное влияние на блэк-металлический вокал. Дэт-металл всегда был достаточно одномерным, как выражение агрессии. Блэк-металл был экстремальным и агрессивным, но в нём есть утончённая глубина. Это можно услышать у Bathory. Квортон занимался экстремальным вокалом, но иногда он переходил на свой обычный голос. Это был крик отчаяния. Вы можете выразить гнев и враждебность с помощью блэк-металла, но вы также можете оказаться в этом экзистенциальном кризисе на ваших коленях. Ты ощущаешь его с ним. Плюс к этому ещё и клавишные, и хоры на заднем плане. Это прибавляет величественности».
Диаманда Галас — "Plague Mass" (1991)
«Диаманда Галас начинала как действительно экспериментальный артист. Многое в её творчестве было только вокалом и эффектами — кричащими, импрессионистическими, вольными, почти как поэзия перформансов. "Plague Mass" был живым альбомом, который она записала в соборе, и я его слушал постоянно на повторе. Я слушал его всю ночь. Если засыпал, я просто просыпался и переворачивал винил. Её голос вызывал такое же блэк-металлическое ощущение, как и любой альбом Bathory. Это заставило меня встать на путь, где я понял, что блэк-металл для меня не был определённым набором определённого звучания. Это ощущение, атмосфера.
Я видел, как она давала концерт в прямом эфире в Осло. Это была самая странная публика, которую вы когда-либо видели. Из-за политической ситуации ["Plague Mass" был реквиемом по жертвам эпидемии СПИДа в 80-х годах], и на концерте было всё сообщество геев, лесбиянок и транссексуалов. Но там была и вся блэк-металлическая сцена, потому что это было мрачно — её первый альбом назывался "Litanies Of Satan". И она стояла на сцене, с чёрными волосами и свечами, с "We all HIV+" на костяшках, заливая себя кровью. По сей день это было одно из самых мощных шоу, которое я когда-либо видел».
Джерри Голдсмит — саундтрек к фильму «Омен» (1976)
«Это одна из самых зловещих звуковых дорожек всех времён. Оркестровая, диссонирующая музыка с грандиозными хорами, поющими "Ava Satanas", она вписалась во всё остальное, что я слушал. Мне нравился «Омен» из-за того, что он представлял собой: он не был ужасающим, потому что плохой парень был чудовищем, он был ужасающим, потому что плохой парень не был чудовищем. Была атмосфера таинственности вокруг всего этого. Можно провести аналогии с металлом: плохой парень — это только плохой парень? Ты видишь всех хороших парней, и они могут быть коррумпированы. Это показывает то, что сегодняшний политический климат подтверждает».
Prince & The New Power Generation — "The Love Symbol Album" (1992)
«Принс был тем, кого я открыл для себя гораздо позже в жизни. Мне нравится "Purple Rain", но есть несколько альбомов, которые гораздо более экспериментальные, более интересные.
Это тот, на котором "My Name Is Prince" и "Sexy MF". На нём было такое разнообразие песен, что мне просто понравилось. И есть некоторые детали игры на гитаре, которые просто поражают воображение. Как гитарист я не понимал, что он делал в определённые моменты.
Самое печальное, что его нет — он был одним из последних артистов, которые не связаны с остальными. Майкл Джексон был таким же. Они могли пытаться притвориться нормальными людьми, но вы видели, что это не так».
Radiohead — "Kid A" (2000)
«Мне нравится "OK Computer" — это одна из самых совершенных инди-записей, когда-либо созданный. И в качестве реакции на успех на эту пластинку они повернули всё с ног на голову и сделали электронную запись, но такую, которая сохранила целостность звучания в точности как Radiohead.
Эта идея была ещё одним огромным вдохновением для меня. Я предпочёл бы быть хамелеоном, как Radiohead или Дэвид Боуи. На своих альбомах я никогда не пытаюсь звучать как кто-то другой, я просто пытаюсь звучать по-новому».
Скотт Уокер — "Boy Child: The Best Of Scott Walker 1967-1970" (1990)
«Это Микаэль Окерфельт из Opeth познакомил меня со Скоттом Уокером, через его более поздние, более экспериментальные вещи. И через эти более поздние записи я вернулся к его первым пластинкам и открыл для себя всю эту прекрасную музыку.
Для меня это было слиянием этого насыщенного, гулкого голоса и пышного оркестра с этими по-настоящему мрачными текстами. Мне тоже нравится звучание и текстура — это не звучит современно и чисто. Это как современные фильмы со всеми компьютерными спецэффектами, но они не очень художественные. Такие вещи звучат вне времени».