Найти в Дзене
Виктор Никитин

Кит Ричардс о Jumpin' Jack Flash

Jumpin' Jack Flash - одна из мощнейших вещей Роллинг Стоунз. Они записали ее в Студии Олимпик в 1968 году. Она сразу предназначалась для сингла и в готовящийся к выпуску альбом Beggars Banquet не вошла. Запись достигла в Англии 1-го места в чартах и продержалась там 2 недели.

Кит Ричардс
Кит Ричардс

Вот что местные газеты писали по этому синглу в то время:

Daily Sketch (21 мая 1968) :" Роллинги сделали шаг назад. Новый сингл увел их в эпоху Satisfaction почти трехлетней давности. Добро пожаловать в прошлое"

Melody Maker :" Это важный диск для Роллингов. Он покажет будут ли они и впредь занимать верхние строчки хит-парадов. Полагаю, они выйдут на первое место с этим синглом - самым коммерческим за последнее время"

Вот как это звучало в оригинале

New Musical Express:" Это то, что мы привыкли называть Роллингами. Они наделены уникальным даром брать очень простую мелодию и превращать ее в миниатюрный эпос".

Daily Express (11 мая 1968): " Роллинги взялись за работу"

Billboard (1 июня 1968) : " Этот пронзительный сингл с будоражащим ритмом должен быстро превзойти по объемам продаж She's A Rainbow и помочь группе вернуться в лучшую сотню"

Кит Ричардс
Кит Ричардс

Роллинг Стоунз включают эту песню в каждый свой концерт. У нее есть в программе выступления свое особое место - это либо первое, как в концерте на пляже Копакабана в Рио, на котором присутствовало 200 000 человек, или последняя песня основной программы перед двумя последними encore. Но никогда в середине.

Кит Ричардс
Кит Ричардс

Кит Ричардс: "Нашим новым продюсером (после Сатаника) стал Джимми Миллер. Его Мик привел . Его отец отвечал за развлекательную часть в некоторых отеля Вегаса. Мы как раз собрались писать Beggars Banquet. Помню наш первый сбор с Джимми в Олимпик Студиос. Мы сказали, что сделаем первый пробный прогон, а дальше решим как пойдет. Стали играть все подряд, что попадало под руку. Типа прощупывали Джимми. И надо сказать, Джимми оставил очень приятное впечатление о себе. У него было хорошее качество - он умел слышать, как играет группа. Джимми работал с нами на всех альбомах с Банкета нищих до Супа из головы козла. На всех, наверное, наших лучших альбомах. Джимми был сам охрененный барабанщик. Его игру можно слышать на Happy и You Can't Always Get What You Want. Чарли не слишком был этим доволен, но промолчал. И у Мика тоже с ним наладился хороший контакт.

Кит Ричардс
Кит Ричардс

Но самое лучшее , что мы с ним сделали - это Jumpin' Jack Flash. Эта вещь вместе со Street Fighting Man вышла из первой же сессии с Джимми в Олимпик Студиос, где создавалось то, что потом оказалось Beggars Banquet - весной 1968-го во время уличных боев в Париже. Мы перестали думать, как нас воспримут поклонники. Мы уже были на том этапе, когда мы делали то, что нам нравилось. Короче, все что мы записывали для пластинки, не ставило целью со всей силы бить наотмаш. Это был не тяжелый метал. Это была музыка.

Кит Ричардс и Мик Джаггер
Кит Ричардс и Мик Джаггер

Flash! Черт, ну что за вещь! Все мои таланты, собранные в кучу, и все на простом кассетнике. На Jumpin' Jack Flash и Street Fighting Man я открыл новую музыку, которую можно вытащить из акустической гитары. Этот скрежещущий грязный звук родился во вшивых второсортных мотелях, где записывать что-либо можно было только одним способом - на новое изобретение под названием кассетный магнитофон. И он не нарушал ничей покой. Играя на акустике ты перегружал филипсовский кассетник до порога искажения, так что на воспроизведении ты уже имел по факту электрическую гитару. Кассетник служил одновременно и звукоснимателем и усилителем. Ты форсированно пропускал акустическую гитару через переносной магнитофон и то что получалось звучало на выходе так по-электрически, что лучше и не надо было.

Кит Ричардс и Мик Джаггер
Кит Ричардс и Мик Джаггер

Street Fighting Man был базовым треком, и на нем не было электрических инструментов (кроме баса) вообще. С Jumpin' Jack Flash тоже самое . Я ее сделал на кассетном магнитофоне. Кроме найденных волшебных приемчиков таким же волшебством были и рифы. Эти важнейшие, невообразимые риффы приходили вообще ниоткуда, просто так. Откуда - не имею понятия. Это был мне подарок с небес, и я никогда не докапываюсь в чем там секрет. Когда ты подобрал рифф, такой как во Flash, тебя просто распирает, у тебя внутри ехидное ликование. Но надо убедить других, что это феноменально.

Кит Ричардс
Кит Ричардс

Flash- это же фактически Satisfaction наоборот. Почти все риффы того времени - близкие родственники. Но если бы кто-то сказал, что отныне ты можешь играть только один рифф, то я бы сказал :"О'кей, я выбираю Flash". Satisfaction мне тоже родное дитя, но его аккорды, в-общем-то дежурное блюдо для сочинителя песен. А во Flash есть особый интерес. Такое странное переплетение вполне реального рок-н-ролла и одновременно этого непонятно откуда взявшегося эха очень-очень древней музыки, про которую ты даже не знаешь. Это как всплыло воспоминание, и ты даже не знаешь откуда оно взялось.

Мик Джаггер
Мик Джаггер

Но откуда взялись слова я знаю. Они родились одним серым утром. Снаружи шел дождь, а под окном моего дома, где мы сидели с Миком, раздались шаркающие шаги моего садовника - Джека Дайера. Мик спросил:"Это еще кто?"- Я сказал -"А, это Джек. Джек -попрыгун". Я взял эти словечки и сразу стал обыгрывать на гитаре, как раз на открытой настройке., подпевая себе:" Jumping Jack, Jumping Jack". А Мик сказал - "Flash!". Оп-па - у нас теперь есть фраза с классным ритмом и звучанием. Мы за нее уцепились и написали всю песню.

Каждый раз, когда я играю ее, я чувствую как мы все отрываемся от земли. Такой в ней избыток турбовинтовой силы. Вскакиваешь на рифф и он тебя покатил. Ключ на старт! О'Кей поехали. Рядом со мной обычно Дэрил Джонс на басу. "Что у нас сейчас? Flash? - раз,два, три, поехали." И тогда уже не смотришь друг на друга, потому что знаешь, что сейчас действительно понесет. И от этого всегда играешь ее по-разному, смотря по тому, какой ты взял темп. Это как в самолете, отрываешься от полосы и убираешь шасси. Я не чувствую, что мои ноги ходят по земле. Меня выносит в другое пространство.

Кит Ричардс
Кит Ричардс

Говорят, что Flash (таблетки) это про героин. Ничего подобного. Однако мифы сидят глубоко. Журналисты любят все перетолковывать по-своему. Откуда только берутся эти теории заговора?

Я могу играть одну и ту же вещь раз за разом из года в год . Но Jumpin' Jack Flash - это никогда не повтор, всегда какая-то вариация. Всегда. Я бы никогда не стал играть песню, если бы она для меня умерла. Мы не способны что-то просто так оттарабанить. Настоящий отдых - это когда выходишь играть. Когда мы на сцене и заняты своим делом - это чистый кайф и радость. Меня распирает неимоверный, бешеный восторг, когда народ поднимается со своих мест. Если бы перед сценой было пусто, я бы не смог играть."

Вот как это звучит сегодня. Вы себе не можете представить как это воспринимается на стадионе!! Когда Джаггер в 5-ти метрах от тебя и тут же рядом Кит Ричардс.

Кит: "Ladies and gentlemen. This is The Rolling Stones" - я это слышу уже более сорока лет, но в ту секунду, когда я выхожу и беру первую ноту, какую угодно - это как, если бы я ехал в Датсуне, и вдруг пересел на Феррари. На первом аккорде, который я беру, я уже слышу внутри, как собирается вдарить Чарли и как в него вступит Дэрил. Это как усесться верхом на ракету."

The Rolling Stones
The Rolling Stones

(использованы материалы книги Кита Ричардса "Жизнь")

Если понравилось, то можете не стесняться и поставить лайк. Буду рад , если подпишитесь.