В связи с вводом новых технических регламентов, все больше встречаю вопросов про тонировку. Решил рассказать, что делать в случае, когда вас хотят оштрафовать за это нарушение.
Немного теории
Согласно обновленным требованиям лобовое стекло должно пропускать не менее 70% световых лучей. Для остальных стекол параметр не регламентируется.
Но, тут есть нюансы. Если у вас нет боковых зеркал, значит и заднее стекло должно иметь светопропускаемость не менее 70%. Также лучше, чтобы и через боковые передние стекла проходило столько же света. В регламенте этого нет, но наглухо затонированная водительская дверь может быть признана инспектором предметом нарушающим обзор, а значит автомобиль будет не пригоден к дальнейшему движению.
На лобовом стекле не должно быть надписей. Допускается цветная полоса не более 140 мм по верхней части лобовухи. Важно помнить, что для цветной полосы также действует правило «70%», то есть она не должна быть глухой.
Также полностью запрещена зеркальная тонировка на любых стеклах.
Что делать на дороге
Итак, вас остановили на дороге с целью проверки плотности тонировке. Однозначно такую проверку могут проводить на стационарном посту ДПС. Если вас просто остановили на дороге, у инспектора должен быть приказ о проведении спецмероприятия. Причем спецмероприятие должно касаться именно технического состояния автомобиля. Если в приказе указано «трезвый водитель» или еще какой-то другой рейд, замерять светопропускаемость гаишники не имеют права.
Также у инспектора должны быть все документы на прибор для измерения светопроницаемости. Замер производится в трех точках стекла. Если вы не согласны с решением, попросите повторить замеры в присутствии двух понятых.
В регламенте нет никаких ограничений на погодные условия. То есть, замеры могут проводиться и в дождь, и в снег, и в мороз. Что вполне логично, так как стекло должно обеспечивать нормальную видимость в любых условиях. Запомним этот нюанс, в следующем разделе расскажу, как использовать его для отмены штрафа.
Если инспектор признал машину излишне затонированой он выпишет протокол. Если не согласны с решением, вы имеете право при подписи документа, написать «с решением не согласен». В таком случае рассматривать протокол будет сначала группа разбора, а потом возможно и суд.
Обратите внимание, что единственное наказание в соответствии с КоАП РФ 2.5. часть 3.1 — штраф 500 рублей. Никакого изъятия машины на штрафстоянку и снятия номеров не предусмотрено. Получили протокол и едем дальше.
Судебная практика
А вот теперь расскажу, как можно избежать штрафа. Это вполне реально, что подтверждается судебными решениями.
Как писал выше, в техрегламенте нет упоминания об условиях для замера светопропускаемости стекла. Инспектора опираются на эту норму и производят замеры в любое время года. Но, есть регламент для тестирования стекол и другой схожей продукции, где указано, что температура при исследовании должна быть в пределах +15°…+25°C, также поверхность должна быть полностью сухой, не должно быть осадков.
Все перечисленное должно отражаться в протоколе, причем с указанием данных согласно сертифицированным приборам. Инспектора этого не указывают, да и нет у них сертифицированного термометра и прибора для замера влажности на поверхности стекла.
При обращении в суд достаточно сослаться на нарушение технического регламента замера уровня светопропускаемости стекол. В большей части случаев суд становится на сторону водителя, отменяя протокол.
Но, чтобы не заниматься беготней по судам, лучше все же тонировать машину в пределах правил.
А вы ездите на тонированной машине или нет?