Найти тему
Киновед в штатском

"Знаки": Пришельцы из фильма Шьямалана – не инопланетяне, а нечто более страшное

Как и большинство "гениальных" авторов, я не очень люблю читать чужие тексты. Зачем? Я ведь пишу лучше и интереснее. А вот обсуждения на форумах, где общаются обычные зрители, полистать люблю – там встречаются интересные идеи, которые можно развить до хорошей теории. Вот и в этот раз – врать не буду – идея пришла со стороны. Но дальше я попытался ее развить до полноценного пересмотра смысла фильма, так что на первенство не претендую, но и моих пара слов (скромно) в тексте есть.

Итак, под раздачу попали "Знаки" М. Найт Шьямалана...

Промо фильма "Знаки"
Промо фильма "Знаки"

Этот фильм вызвал в свое время внушительную волну критики. Особенно публику разочаровали пришельцы – они и сами по себе были странными, и действовали нелогично. Почему высокоразвитая раса, для которой убийственна вода, прибыла на планету, покрытую водой на 70%? Почему инопланетяне не входят в дома, а прячутся за углами? Где их корабли и техника? – вот лишь некоторые вопросы, которые заставляют сомневаться в адекватности сценария. Но эти вопросы обретают вполне разумные ответы, если мы предположим, что темные существа из фильма – это вовсе не космические захватчики, а нечто иное. И лежат эти ответы в плоскости не научной фантастики, а веры и религии.

Кадр из фильма "Знаки"
Кадр из фильма "Знаки"

Любители фантастики при просмотре "Знаков" задаются миллионом вопросов. Почему цивилизация, способная совершать межпланетные перелеты, не воспользовалась разведкой? Как эта раса развивалась без воды? Отчего пришельцы не используют транспорт и скафандры? Что это вообще за "визит", и какие цели преследуют инопланетяне? Попытки ответить на эти вопросы с точки зрения жанра приводят к мысли, что авторы оказались просто некомпетентны и сняли какую-то нескладную чушь, однако давайте вспомним о том, что собственно пришельцы – это лишь фон для другой большой истории. В центре сюжета вообще-то лежат отношения внутри семьи, глава которой испытывает кризис веры. Так может и инопланетяне здесь не инопланетяне, а что-то религиозное?..

Кадр из фильма "Знаки"
Кадр из фильма "Знаки"

Все основные персонажи в фильме сражаются с внутренними демонами – не могут ли быть пришельцы осязаемым проявлением этого противостояния? Вспомните, что мы знаем о "гостях". Их появление сопровождалось образованием кругов на полях, причем один из рисунков напоминает сатанинские вилы. Они имеют настолько неприметный, "стандартный" облик, что сложно поверить в их реальность – скорее, их вид отсылает к шаблонам вроде снежного человека, лохнесского чудовища или привидения. То есть мы их видим такими, какими ожидаем, но это как раз свойство демонов – принимать то обличие, которое от них ждут. Наконец, появляются "пришельцы" аккурат тогда, когда Отец Грэм признает, что утратил веру в Господа.

Кадр из фильма "Знаки"
Кадр из фильма "Знаки"

На протяжении всего фильма Шьямалан дает зрителю библейские подсказки и подсовывает религиозные аллегории. Например, в картине присутствует своеобразная "Тайная вечеря", на которой Грэм фактически исповедуется своему брату Мерриллу. Форма нападения "пришельцев" – своих жертв они душат – может быть отсылкой к "дыханию жизни", которым Бог сотворил душу человека. Далее, в новостях упоминаются три города на Ближнем Востоке, которые нашли решение проблемы с "инопланетянами" – на ум приходят святыни Мекка, Вифлеем и Иерусалим.

Кадр из фильма "Знаки"
Кадр из фильма "Знаки"

Наконец, главная подсказка – признаюсь, именно из-за нее я и ухватился за эту идею, уж больно красивой она мне показалась – кроется в значении воды для "пришельцев". "Технически", вся расставленная в доме священника вода является "святой" – и именно поэтому "инопланетяне" так на нее реагируют. Отец Грэм буквально очищает демонов силой святой воды, и та действует на исчадия ада, как кислота – твари шипят и корчатся.

Кадр из фильма "Знаки"
Кадр из фильма "Знаки"

Разумеется, никаких подтверждений этой теории из уст режиссера я не нашел. Впрочем, я и не старался особенно – люблю сам придумывать себе "расширенные вселенные", и мне не очень важно, имел ли автор в виду что-то подобное или нет. В конце концов, в этом отношении я человек верующий в то, что талант – это проявление высших сил, а талантливый человек не всегда способен распознать, где он творит сам, а где через него просто транслируется что-то высшее. Шьямалан, безусловно, талантлив, но думаю, он и сам не всегда осознает, сколь многогранными получаются некоторые его проекты. Поэтому, почему бы и не посмотреть на "Знаки" с точки зрения сражения человека с обретшими плоть внутренними демонами? Как минимум, новый взгляд добавит интереса очередному просмотру хорошо известной картины.

Кадр из фильма "Знаки"
Кадр из фильма "Знаки"

Такая на сегодня коротенькая история о странном угловатом фильме, в котором многое не стыкуется, как его не верти. Помогайте разбить теорию в комментариях, ну, и не забывайте читать другие материалы канала – Киновед в штатском найдет, чем развлечь.

Вы, главное, не болейте, и увидимся в кино!