Когда вы впускаете в себя информацию, она имеет содержание, которое кажется и есть смысл. Но на самом деле смысл информации не в содержании.
Информация обретает функцию, после ее интерпретации.
Информация поступает в контекстах:
- Активи - Я сам отдаю или забираю.
- Пассив - Мне отдают или забирают.
Каналы восприятия, в том числе Курящий сигарету и улыбающийся человек будет
, или , что вам говорят, но не понимаете зачемПризнаками, что вас вербуют, разводят или подставляют в Сети, используют
«Говори со мной, чтобы я узнал тебя», - предлагал Сократ. «Слова человека для лингвиста — как анализы для врача, - утверждают специалисты, - а его речь — ключ к его сознанию». Словом можно создать и разрушить, возродить и уничтожить. А еще — манипулировать, провоцировать, склонять, подталкивать и всячески влиять на сознание слушателя и читателя — да так, что потом ему кажется, что это он сам додумался.
Как вычислить между строк градус агрессии собеседника или его попытку вовлечь вас в нужную ему дискуссию и как не стать жертвой провокации того, кто владеет специальными речевыми стратегиями?
В современной коммуникации как в разговорной, так и в интернет-переписке широко применяются эвфемизмы (смягчающее переименование) сказанного и дисфемизмы (усугубляющее). Абстрагируясь от научных терминов, это вроде вкусовых приправ к нашей речи: эвфемизм — чтобы подсластить горькую пилюлю (или замаскировать под конфету несъедобную гадость), а дисфемизм — соль и перец — чтобы невозможно было проглотить, не заметив и не поперхнувшись.
Все эти «специи» широко используются в применяемых сегодня техниках уговаривания, в приемах комплиментов, оскорблений и «обесцениваний»— все это так называемые «речевые стратегии», направленные на достижение целей того, кто ими владеет.
В «мирном» применении эвфемизм нужен для сглаживания негативной или слишком откровенной информации.
"Грубо говоря, но мягко выражаясь". " Ударит, но не обидит"
А дисфемизм — для усиления «поражающего» воздействия слова. Цель эвфемизма — смягчить, сгладить («пышная» вместо «толстая»), цель дисфемизма — разозлить, ожесточить («жирная» вместо «толстая»).
Поэтому для психотерапевта слова, как инструменты речи — одновременно и диагноз, и лекарство.
"Воробей не слово, вылетит - забудешь"