Привет, братишки и сестрёнки! Всем Рок-н-Ролл!
А сегодня мне захотелось поделиться с вами своими мыслями о том, кто такой «певец» в России, и кто такой «вокалист» в России.
А заодно и рассказать о выдающемся вокалисте, самом лучшем, на мой взгляд вокалисте России, и при этом самом недооценённом.
Один, талантливый в прошлом, но посредственный ныне творец, сказал: «Поэт в России больше чем поэт!». Это очень и очень верно. И тоже самое можно сказать и про рок-певцов России. Певец в России больше, чем певец. Старинная русская традиция «поэта-гражданина», глашатая и трибуна, «рупора эпохи», сыграла плохую шутку с русскими рокерами. До сего дня у нас чаще всего смотрят на рок-группу, не как на музыкальный ансамбль, а как на Поэта с сотоварищами. Есть некий Поэт, (или на худой конец поэтесса), который, как бы, напевает свои стихи под аккомпанемент, как бы, рок-группы.
Вот в прошлом, скажем во времена «Серебряного века», или во времена «Оттепели», поэты собирали на свои выступления полные залы, и даже стадионы, но со временем формат общения поэта с публикой эволюционировал, и на месте поэта оказался бард. Это по сути тот же поэт, но уже не декламирующий свои стихи, а напевающий их под лёгкий аккомпанемент гитары. Обозвали такого поэта «автор-исполнитель». Ну а когда с Запада к нам принесло поветрие рок-музыки, то наши поэты, наши «авторы-исполнители», стали кучковать вокруг себя друзей-музыкантов, и исполнять свои стихи уже не просто «под гитару», а прям под целую «рок-группу». Но и в этом случае, как и в предыдущем, качество вокала автора-исполнителя, и качество аккомпанемента имело очень маленькое значение, а решающим фактором по-прежнему оставались стихи, и выраженная в них «гражданская позиция». При чём тут драйв, или вокал, когда со сцены доносится «Скованные одно-о-ой цепью!!! Связанные одно-о-ой целью!!!».
Да, конечно, с той поры, как поэты взяли в руки гитары, они вольно или не вольно попали под влияние законов музыкальной гармонии. Не возможно так же избежать «внесознательного» влияния песенной народной традиции, той музыкальной среды, в которой существует конкретный поэт. Именно поэтому не возможно свести всё творчество бардов и рок-певцов к «напеванию стихов». Внутренние «архетипы музыкального мышления» подсказывали им мелодические и гармонические решения, и на выходе мы имели настоящие «народные» песни, в которых уже трудно было понять, где тут личный талант поэта-песенника, где влияние услышанных в детстве русских народных напевов, а где последствия заслушанных «до дыр» кассет с записями импортных рок-групп.
Скажем прямо. У нас в России «певец» и «вокалист» это не одно и тоже! Есть много очень популярных, и даже «легендарных» певцов, которые ни какие, или очень слабые вокалисты. Но это не мешает им быть известными и любимыми исполнителями. И это правильно! Ибо вокал есть суть средство, но не цель. Концерт — это не состязание вокалистов. Однако есть такие направления в роке, где без хорошего, и даже выдающегося вокала просто нельзя. Недооцененность вокала, как такового, играет плохую шутку с многими рок-группами. Но об этом я уже писал в другой статье.
А сейчас, в завершении темы, я хотел бы рассказать о САМОМ ВЫДАЮЩЕМСЯ, по моему мнению, вокалисте СССР и России. И самом недооценённом при этом, увы. Все знают, скажем, Валерия Кипелова, или Артура Беркута. Но мало кто знает Геннадия Трофимова. А я бы именно его поставил на первое место в рейтинге Российских рок-вокалистов. А не Кипелова. Он в моём рейтинге только третий. (Хотя почему «только»? Входить в тройку самых лучших рок-вокалистов? Это круто!). На втором же месте Александр Монин, который увы, уже покинул наш мир…
Геннадий Трофимов. Вокалист, актёр, композитор и т.д. и т.п. Одним словом творческая личность! Но самые выдающиеся его творения, из-за которых я и считаю его САМЫМ выдающимся вокалистом, это его участие в записи рок-мюзиклов «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось». Если вы ещё не слышали этих произведений, то я вам завидую! Ибо вам предстоит получить истинное наслаждение от прослушивания.
Вот, например, "Вторая Ария Смерти" из рок-мюзикла "Звезда и Смерть...". Вы только послушайте, КАКОЙ тембр, какая мощь! какая техника! А подача? Наслаждайтесь!
Рок-мюзикл "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" стал, в своё время, просто "бомбой", которая взорвала музыкальное пространство СССР! Но это оказалось пустяком по сравнению с тем, какой фурор произвела следующая работа композитора Рыбникова, (на заставке видео он рядом с Трофимовым), рок-опера "Юнона и Авось"! Достаточно сказать, что она идёт и сейчас, и не в одном театре, и всегда пользуется неизменным успехом у публики. Самым ярким номером рок-оперы, с вокальной точки зрения, стала ария "Ангел стань человеком". Не представляю, как её исполняют другие артисты, но по моему спеть так, как спел Геннадий Трофимов, никому другому просто невозможно! Послушайте эту арию от начала до конца и убедитесь, что я прав!
Только будьте внимательны, если захотите послушать эти рок-мюзиклы целиком! Они записывались и исполнялись много раз и многими исполнителями. Найдите именно те, легендарные записи, изданные фирмой «Мелодия», ибо именно там поёт лучший недооценённый вокалист СССР и России Геннадий Трофимов! Жаль лишь, что в своё время, он не стал лидер-вокалистом какой-нибудь рок-группы. Тогда, возможно, мы бы сейчас знали больше песен в исполнении этого вокального гения.
И напоследок я хочу выложить еще одно видео с вокалом. Что бы вы, дорогие читатели, не подумали, что автор рассуждает о том, в чем сам не силен. Вашему вниманию предлагается песня в исполнении автора статьи. Если прослушаете до конца, то возможно и согласитесь, что автор и сам кое что может в вокальном деле, и скорее всего кое что знает и понимает! Приятного просмотра!)
Статья про самую недооценённую рок-группу СССР
Статья про самого недооценённого поп-исполнителя России
Хочешь красиво петь, или правильно говорить не утомляя голос? Спроси меня как! Индивидуальный подход к каждому ученику!