Найти в Дзене
ПрепON

Как работает внимание во время занятий онлайн и что сделать, чтобы поддержать его

Оглавление
Мы и наши компьютер похожи: тормозим и загружаемся одинаково в зависимости от модели © была как-то мысль
Мы и наши компьютер похожи: тормозим и загружаемся одинаково в зависимости от модели © была как-то мысль

Внимание учащихся на занятии: а) непостоянно, б) непредсказуемо. Но не неуправляемо. Чтобы поддерживать сосредоточенность студентов, необходимо понимать:

  • что составляет их внимание
  • в какой точке оно сейчас находится
  • как можно запланировать график внимания

При этом тыканья "А вы что думаете?", "Кузнецова, отвечайте", "Вы там спите?" - не самая эффективная стратегия. Как и карать за невнимательность. Лучше заложить магниты для внимания в само содержание и организацию урока.

Торжественно клянусь, что это чистой воды личное мнение и заметки из опыта. Никакой научности. Люмос.
Отслеживайте уровень внимания и то, что на него влияет, как врач следит за ритмом сердца пациента
Отслеживайте уровень внимания и то, что на него влияет, как врач следит за ритмом сердца пациента

Внимание как работающий компьютер

Давайте представим, что ученик - это компьютер, наш урок - это файл, который надо передать (скачать) на этот компьютер, а мы, преподаватели, - пользователи.

Вот такое лицо НЕ надо делать, когда пытаетесь понять, как внимательно вас слушают онлайн
Вот такое лицо НЕ надо делать, когда пытаетесь понять, как внимательно вас слушают онлайн

Мы обращаем внимание:

1. На устойчивость Интернет-соединения. Если у вас хороший провайдер, то Интернет летает и проблем с загрузкой нет. Если же соединение фиговенькое и постоянно пропадает, скачка файла будет тормозить.

Расшифровка: позанимавшись два-три раза с учеником, вы увидите, как долго он может держать внимание и на каких заданиях. Фиксируйте во время занятия, эти данные - скорость соединения.

2. На свободную память компьютера и размер файла. Довольно глупо ожидать, что при свободной памяти в 1 Гб ваш компьютер сожрет файл в 2,5 Гб.

Расшифровка: у каждого ученика есть разброс возможностей, сколько он_а может запомнить, сделать и понять за занятие. На это будут уходить ресурсы внимания.

3. На открытые программы и сайты. Чем больше работающих объектов, на которые должен обращать внимание ваш компьютер, тем медленнее скачивается файл.

Расшифровка: внимание может задействовать несколько процессов (слушание, чтение, жестикуляция и т.д.), но сколько за раз и возможно ли совмещение - зависит от студента. Одни могут слушать вас и читать слайд, другим, что понять устную речь придется закрыть глаза.

4. На параллельные процессы на компе. Если во время скачивания большого файла вы переключаетесь на игру, а потом сразу на прослушивание музыки, а после - на ответы в соцсети, то компьютер просто зависнет.

Расшифровка: сейчас внимание было на выполнении напечатанного на слайде экзамена и вдруг вы задаете выключаете демонстрацию и просите ответить на вопросы. Не надо так.

Если у вас не Мас последней модели. Но у Масов нет проблем с вниманием, если вы понимаете метафору.

Вместе четыре компонента внимания равны 1) устойчивости внимания, 2) объему удерживаемой/потребляемой информации, 3) распределение (переключение между задачами) внимания и 4) переключение внимания.

Проектируем внимание

Мы знаем, что внимание непостоянно и непредсказуемо, но знаем, параметры, которые влияют на его работу. А значит, мы можем спроектировать устойчивость внимания своих учащихся, их способность держать несколько мыслей/образов одновременно, скорость переключения с одной мысли на другую.

Используйте лайфхаки в проектировании внимания:

💡 Начинайте с включения внимания: одно задание на слайд для концентрации. Это может быть вопрос, визуальная задачка, поиск неверного элемента в картинке или в тексте, задание на сравнение картинок или анализ "Что здесь происходит?" Это как активная разминка и погружение в воду с размаху.

Но далее вам нельзя снижать планку - студенты должны войти в состояние потока, где внимание активизируется благодаря мотивации "это интересно, я хочу запомнить эту информацию"

💡 Планируйте наиболее затратные для внимания задания в середине или в третьей четверти занятия. Это типичная ошибка молодых преподавателей - наращивать сложность заданий и нагрузку на внимание по прямой. Чередование сложного и более легкого скорее похоже на волны, при чем к концу занятия они становятся плавнее.

💡 Не перебарщивайте с входящей информацией: на слайде или в вашей речи. Помните: возможно человек действительно запоминает 30% от рассказанного за 5 минут и ещё меньше - при увеличении времени. Если на ученика льется поток густой информации, то его внимание вообще может отключиться.

Наверняка - ищите исследования. Из уроков: говорю полминуты - запоминают до 80%, минуту - половину. Что произойдёт с учащимися, если перегрузить внимание:

💡 Чередуйте то, что появляется на экране: слайды, доска, ваше лицо (+ лица одногруппников). При этом следите за плавностью переключения внимания - предупреждайте, как сейчас изменится картинка на экране студентов.

💡 Применяйте активное слушание. Совет для поддержки внимания на групповых занятиях. Пока один говорит, у других есть какое-то задание, что они должны сделать (среагировать, услышать ответ, оценить ответ и пр.) Подробнее можно найти в методиках вовлечения в дискуссию.

< Читать больше о вовлеченности на онлайн-занятии: "Онлайн-образование будущего: что такое вовлеченность и как с ней работать на занятиях">

💡 Обращайтесь к опыту студентов. Попробуйте переключить внимание на картинку из привычной им, понятной жизни вместо теоретических Даш и Маш. Попросите написать в чат или высказаться, у кого был опыт, подходящий под тему занятия. Сравните, как происходит в реальности и как ожидается в учебном занятии.

Если сомневаетесь, что такое можно прокрутить с любым предметом, есть пример прекрасного учителя математики и геометрии. Он использовал ситуации из магазинов, из игр в компьютер и из занятий скейтбордом.

💡 Отвлекайтесь осознанно и без паники. Видите, что студенты вышли из потока и никак не могут собраться обратно, - отойдите ненадолго от курса урока. Пошутите, прямо во время занятия найдите забавную картинку, связанную с темой занятия. Но главное - сделайте это осознанно: "Кажется, мы немного забурились в эту тему, а давайте..." Студенты получат сигнал, что временно можно расслабить внимание и восстановить ресурс.

💡 (долгоиграющий совет) Определите тип обучения своих студентов. Кому-то проще работать с визуальной информации, кому-то с аудиальной, другим нужна динамика, в то время как у четвертых от перебора картинок и анимаций будет рассеиваться внимание. Зная плюс-минус типа обучения группы, вы сможете создавать задания с ориентацией на определенных студентов.

Вместо заключения

Есть почти что волшебные переключатели внимания, которые активно рекламируют спикеры и коучи в презентациях. Честно признаюсь, не пробовала. Но просто следовала за своими студентами: смотрела на реакции, спрашивала обратную связь, отмечала удачные ходы.

Может быть, так и выглядит персонализированное обучение, только без автоматизации.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Спасибо, что читаете мой канал! Мне здесь забавно и удовлетворительно писать о своих познаниях и опыте в онлайн-обучении. И я всегда рада вашим предложениям 😉

-4