Советские фильмы часто снимались в очень стесненных условиях, порой не давал разгуляться ограниченный бюджет. Тяжело представить, скольких трудов стоили даже отдельные сцены, ставшие сегодня культовыми. Создатели были вынуждены прибегать к различным хитростям и идти на риск. Но благодаря гениальным находкам режиссеров наши любимые кинокартины и стали такими атмосферными.
Я целиком и полностью разделяю любовь к старым отечественным кинолентам. Сегодня расскажу, как снимались шедевры, завоевавшие всенародную любовь.
1. Мэри Поппинс, до свидания (1983)
- Вживаясь в роль мисс Эндрю, Олег Табаков наблюдал за своей тещей. Он освоил маникюр и даже научился ходить в женских туфлях.
- Партию бэк-вокала в композиции «Непогода» исполнила Наталья Ветлицкая, которая на тот момент была еще неизвестной певицей.
2. Десять негритят (1988)
- В начале фильма неизвестный герой ставит на поднос фигурки негритят: в кадре мелькают рука в черной перчатке и нечеткое отражение лица. Многие зрители были убеждены, что это и есть убийца, и высматривали его среди персонажей. Но на самом деле это был режиссер картины — Станислав Говорухин.
- По сюжету дворецкого Роджерса, роль которого сыграл Алексей Золотницкий, зарубили топором. После того как актеру нанесли кровавый грим, его попросили полежать под дождем для усиления эффекта. На артиста в таком виде наткнулись туристы, которые разбежались в ужасе, когда Золотницкий повернул к ним голову.
3. Зимний вечер в Гаграх (1985)
- Образ певицы Ирины Мельниковой был навеян Аллой Пугачевой, которой изначально предложили эту роль. Однако она отказалась играть «скандальную звезду» и потребовала внести изменения в сценарий. Шахназаров не захотел ничего переписывать и утвердил Наталью Гундареву.
- Роль дочери Беглова оказалась для Светланы Амановой пророческой. В фильме она заявляет отцу, что выходит замуж за журналиста. Спустя несколько лет актриса стала женой Павла Гусева, главного редактора газеты «Московский комсомолец».
4. Золушка (1947)
Фаину Раневскую, сыгравшую роль Мачехи, приходилось гримировать слишком долго. В итоге ей за щеки положили кусочки ваты, а нос подтянули с помощью проклеенного кусочка тюля, чтобы сделать вздернутым.
Золушка смогла продержаться в туфлях только пару секунд. Все из-за того, что они были изготовлены из оргстекла и в них невозможно было передвигаться
5. Весна (1947)
Любовь Орлова, которой на момент съемок было 44 года, сильно переживала из-за возраста. Она уже планировала закончить кинокарьеру и перейти в театр. Режиссер смог разубедить актрису, считавшую, что камера перестает ее «любить». Изначально фильм должен был выйти в цвете, но в итоге было решено использовать черно-белую гамму. Кроме того, Орлову снимали под определенными углами и использовали мягкую подсветку снизу.
6. Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
- Александру Калягину сразу досталась главная мужская роль. Правда, утвердив его, Никита Михалков взял фото актера и нарисовал контур, показав, до каких размеров нужно похудеть. Калягин сначала очень возмутился. Однако когда режиссер отрезал: «Не хочешь — будем пробовать Мягкова», — решительно занялся подготовкой: сел на гречневую диету и скинул 25 кг. В театре артист никому не говорил о новой роли в кино, заставив коллег, наблюдавших, как тот буквально тает на глазах, сильно поволноваться.
- На репетициях текст проговаривали на несуществующем языке, который отдаленно напоминал татарский или узбекский. Михалкову хотелось, чтобы актеры научились доносить замысел на эмоциональном уровне и героев можно было понимать без слов.
- Чтобы сохранить чеховскую атмосферу, артисты в перерывах между съемками продолжали обращаться друг к другу по имени-отчеству, а также вели разговоры о высоком искусстве.
7. Алые паруса (1961)
- Паруса для корабля капитана Грея сшили из ткани, которая в те времена использовалась для пионерских галстуков. Это был мягкий и шелковистый материал, красиво развевавшийся на ветру. Однако на пленке паруса выглядели темно-кирпичными, а не алыми. Операторам пришлось возиться с фильтрами, чтобы добиться необходимого цвета, и работать практически в авральном режиме: ткань очень быстро портилась от морской воды.
- Василий Лановой упросил режиссера раздуть алые паруса не в Коктебеле, как задумывалось, а в Ялте. Дело в том, что там отдыхала жена актера, и он хотел устроить для нее сюрприз. Широкий жест оценила не только супруга, но и прохожие, наблюдавшие, как величественный парусник причалил к берегу.