С большим сожалением мир моды узнал трагическую новость от 4 октября 2020 года. Из-за осложнений коронавирусной инфекции в возрасте 81 года не стало яркого дизайнера и основателя одноименного бренда Кендзо Такада.
Как же не приятно вот так начинать этот обзор. Тем более пару дней назад в Париже была представлена новая коллекция Kenzo весна-лето 2021. Мне очень понравилось как Фелипе Оливейра Баптиста интерпретировал творческий источник (да, и вообще он крайне занятен - это пчеловодство, костюм пчеловода, в частности), как бережно и достойно обошелся с уже культовыми принтами Kenzo (будь то красные маки, например. Вспомните знаменитые духи модного дома). Коллекция получилась очень оптимистичной и, пожалуй, да, вот теперь в духе Kenzo. Напомню, что до этого у Фелипе был не самый удачный старт в качестве нового креативного директора марки в феврале этого года. Одним словом, данная работа, несомненно, заслуживает отдельного разговора. Но, сейчас давайте же обсудим, а что же это вообще такое "в духе Kenzo" и вспомним самые значимые вещи дизайнера.
Для свеженьких: Вы обратили внимание, что бренд японского происхождения, но демонстрирует свои коллекции во Франции. Дело в том, что главный офис компании расположен именно в Париже, как и знаменитая квартира самого Кензо Такада. Впрочем, именно в этом городе зажглась молодая звездочка моды.
Судьба Кендзо Такада действительно очень интересна и я, уверена, что в скором времени мы в полной мере сможем насладиться ей в книге, посвященной творческому пути дизайнера (к слову, и сейчас существуют очень достойные книги-биографии). А пока, позвольте мне ограничится парой наиболее интересных автобиографичных фактов.
Кендзо Такада рос пятым ребенком в семье хозяина чайного домика. Малыш страдал дислексией. Возможно, поэтому большую части времени он проводил наедине с собой, разглядывая модные журналы сестрёнки.
В юношестве Кендзо вначале поступает на литературный факультет (такова воля отца), но уже через год, несмотря на гнев родителей, он подаёт документы в Институт мода и дизайна в Токио (Tokyo’s Bunka Fashion College). Кендзо становится первым! юношей, допущенным к обучению в этом исконно женском учебном заведении.
Но, уже совсем скоро у юноши появляется новая цель, овеянная дыханием моды, Париж. И вот в 1965г, накопив нужную сумму, он - единственный пассажир камбоджийского грузового судна!, выходит в порту Марселя. Скажите, разве могло у него что-то не получится с таким рвением?
Не имея особых финансовых средств Кендзо обращается к блошиным рынкам - как источнику доступных тканей. Пожалуй, из этой эклектики фактур и материалов, парижского настроения и японской культуры - получается тот самый самобытный стиль Kenzo.
Пэчворк
Да, работа со смешением различных лоскутков ткани не прошла для дизайнера без следа. Мастер соединения множества мелких фактур и принтов. Пэчворк - одна из визитных карточек модного дома. Уже в конце 1970-х слава Кендзо стала мировой: его необыкновенные платья и костюмы из пэчворка носили представительницы нью-йоркской, токийской и парижской богемы.
Платья-кимоно
Представьте, конец 60-х в моде лидирует силуэт трапеция и приталенные костюмы. И вот Кендзо заявляет своё знаменитое платье-кимоно. Он виртуозно обращается с объемным полотном на манер восточного искусства обертывания пластов ткани вокруг тела. Интересно, что дизайнер одним из первых стал использовать для достижения большого объема - хлопок, который в то время находился не в почёте у домов моды. Кендзо также обращается к таким знакам традиционного японского костюма как широкие рукава и шаровары.Таким образом, оголённая сексуальность уступила место свободе от Kenzo.
Цветы, цветы...
Один из ключевых кодов модного дома - цветочный принт. Его вариации поражают. Интересно, что сам дизайнер говоря о своём вдохновении цветами также ссылался на родную культуру:
"Цветочные узоры использовались в кимоно и текстиле, и в японском языке всегда было сильное присутствие природы."
Парфюм
Даже люди не так хорошо знакомые с коллекциями модного дома Kenzo без труда могут назвать "духи в красивой и изящной бутылочке". Действительно, парфюм от Kenzo покорил не одно женское сердце. Первая парфюмерная линейка модного дома появляется в 1980 г. Причем, по признанию самого дизайнера скорее "для развлечения". Да, только вот это "развлечение" под названием "Flower by Kenzo" журнал Vogue назвал одним из лучших классических французских духов всех времен!
Несомненно, Кендзо Такада - один из величайших дизайнеров второй половины 20 века. Его образы самобытны, эклектичны, но при этом целостны и самодостаточны. Одежда-кимоно, пуловеры-жилеты, мини пальто, шорты до колена, брюки-шаровары - до сих пор остаются ключевыми идеями модного дома. Мастер объема и цвета - его наследие велико и многогранно. Спасибо ему за это!
Цитаты Кендзо Такада
"Мода для всех, она не должна быть серьезной"
"Телу нужно пространство. Как в физическом, так и в духовном смысле."
"Я никогда не стремился стать взрослым. Всегда предпочитал оставаться немного ребенком – и внутри, и снаружи. Потому что как только ты стремишься повзрослеть, ты навязываешь себе какие-то стереотипы, ограничиваешь себя рамками. И в результате начинаешь стареть."
"Надо быть любопытным и делать только то, что нравится, даже если это не приносит денег."
За кадром
- Чем занимался дизайнер после ухода с поста креативного директора своего модного дома в 1999?
Кендзо Такада занимался дизайном мебели и предметов интерьера, организовывал выставки своих картин, создавал на заказ костюмы, например, для оперы в Токио. В 2004 - запускает бренд посуды и предметов для интерьера. В январе 2020 - запускает бренд "К3" - люксовые вещи для дома.
- Почему дизайнер изменил свое первое название марки "Jungle Jap" на "Kenzo" в 1976г?
Дизайнер сменил название во время одного из своих показов в США, так как словосочетание "Японец в джунглях" ("Jap" - сокр. от japanese) посчитали оскорбительным. Интересно, что сам Кендзо описывал это название вполне безобидно и говорил, что таких образом он хотел соединить две вещи, которые больше всего любит: Японию и джунгли.
- Кто придумал знаменитый Лого с тигром?
Идея вернуть модному дома "дух джунглей"принадлежит американо-азиатскому дуэту: Кэрол Лим и Умберто Леону. Так появилась знаменитая морда тигра со злыми глазами (evil eyes). Дизайнеры возглавляли модный дом с 2011- 2018гг. Интересно, что вначале их предложение подверглось не малой критике.