Милее и трогательнее фильмов с участием собаки может быть только фильм с двумя собаками. Как говорит молодежь: дышите, если согласны)))
Но все мы знаем, что кинопроизводство — процесс очень сложный как физически, так и морально. Даже самые заряженные, опытные и сильные духом актеры могут тяжело переносить съемки — это если говорить про людей, а к животным должно быть еще более пристальное внимание. Если человеку еще понятны такие слова, как “надо” и “терпи”, то собаке — совсем нет. Как же с ними работают на съемочной площадке?
В бытность мою работы оператором у нас была киношная присказка — «самые сложные смены — это смены с детьми или животными». Скажу сразу — сложнее были только сцены с детьми и животными одновременно)))
Эту статью я решила проиллюстрировать фотографиями с участием нашего Персея на съемочной площадке — мы спасли его, не отрываясь от кинопроизводства, и он даже снялся в массовке!
Вообще, съемка четвероногих актеров — процесс тяжелый не только для тех, кто снимает, но и для самих животных. Поэтому сейчас ходит много разговоров о том, что со временем их полностью вытеснит компьютерная графика и зеленые шары на палках — если посмотреть ролики о том, как снимали новую «Книгу джунглей», то можно обалдеть от того, что все животные были нарисованы при монтаже!
Вернемся к реальным актерам, в частности, собакам.
Во-первых, не каждую собаку возьмут на роль. Значение играет не только внешность, но и способность к обучению и характер животного. В кино берут тех собак, которым в кайф общаться с людьми и которых не пугают громкие звуки и смена обстановки — иначе они сыграть ничего не смогут.
Перед съемками с собами работает кинолог-дрессировщик в присутствии хозяина, но, в основном, команды после заветного «камера!» будет отдавать сам хозяин. По сути это те же “сидеть, лежать, голос, ко мне”. Хозяин, конечно, за кадром, с карманами, полными вкуснях))
В картинах, где собаки главные герои, отдельным трюкам и командам их обучают специально. Например, приучают правильно сидеть в двигающемся автомобиле. Или бежать за сценическим хозяином определенным образом.
На хороших, правильных съемках, о животном будут очень хорошо заботиться. Вовремя кормить, держать в тепле и не позволять сталкиваться с раздражителями. И хозяева никогда не допустят вреда для своей собаки-актера. Но, к сожалению, со съемками других животных, говорю по своему опыту работы в России, отношение часто потребительское. У нас были эпизоды с участием лошадей, коз, кур — не сказать, чтобы к ним плохо относились на площадке, но были неприятные моменты. Например, когда толпа киношников при появлении животного облепляет его и давай гладить. Не каждому это понравилось бы, но у нас в стране этика отношения к животным только начинает подниматься с колен. К счастью, за шесть лет работы оператором, я не сталкивалась с жестоким обращением с животными на площадке.
А как вы думаете, стоит ли заменить животных во всех фильмах графикой?