Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Пик возможностей классического состава: Van Halen – «1984»

За что принято критиковать музыкальные восьмидесятые?

Обычно за обильное использование синтезаторов и клавишных, приведших к засилью синти-поп групп. Но ладно бы дело было только в новичках – многие гитарные герои 70-х тоже поддались моде на эти свершения. За примером далеко ходить не нужно: на буклете к первым альбомам знаменитых Queen вместе с информацией обо всех участниках и их инструментах в конце помещалась забавная тогда надпись «...и никто не играл на синтезаторах». Но вот в 1980 году выходит их альбом «The Game», на котором синтезатору уже отводится важное место среди других инструментов, а после появления в 1982 году релиза танцевальной направленности «Hot Space» только ленивый не успел кинуть в огород Queen камень за чересчур смелые эксперименты.

Тем не менее, модель Oberheim OB-X, которую использовали Queen (а также его другая модификация OB-Xa), по-прежнему находила отклик у многих музыкантов. Одним из таковых стал признанный гитарист Эдди Ван Хален, чьи решения в очередной раз повлияли на то, как будет звучать конечный результат. Сегодня разберём альбом 1984 года от калифорнийской рок-группы, хоть и изменившей своим корням, но тем не менее создавшей шедевр, актуальный и по сей день.

Группа Van Halen в своём главном составе.
Группа Van Halen в своём главном составе.

Небольшая предыстория: записав к 1982 году четыре разноплановых, но достаточно тепло принятых альбома, коллектив неожиданно столкнулся с творческим кризисом, в результате чего на пятой пластинке «Diver Down» половину треклиста занимали кавер-версии. Они, конечно, были в творчестве Van Halen и ранее, но не в таких количествах. А ведь ещё несколько композиций были подняты из архивов для заполнения оставшейся части альбома. Это не могло не сказаться на конечном приёме публики, который позитивным не назовёшь. Пускай итоговые продажи особо и не падали, но для продвижения вперёд что-то надо было изменить.

В итоге Эдди Ван Хален решил взять всё дело под свой личный контроль. Прежде всего он отстроил недалеко от своего дома в Лос-Анджелесе домашнюю студию и, заручившись поддержкой давнего инженера группы Донна Лэнди, решил внести перемены в классическое хард-рок звучание коллектива. Как вы могли догадаться из вступления к статье, Эдди добавил клавишные. Много клавишных.

По ту сторону баррикад он встретил решительное сопротивление вокалиста Дэвида Ли Рота и штатного продюсера всех предыдущих альбомов группы Теда Темплмена. На время записи компромисс всё же был найден в смешивании клавишных экспериментов Ван Халена и классического рок-звучания, более свойственного предыдущим работам группы. Хотя на самом деле компромисс даже был проще: из девяти песен синтезатор по-настоящему доминирует лишь в трёх. Остальные же по-прежнему содержат одни из лучших гитарных партий Эдди.

В результате альбом вышел в январе 1984 года, получил столь же лаконичное название и удивил публику, во всех смыслах. Расскажу о песнях, они все тут хороши.

Противоречивая обложка альбома. Сигареты – зло.
Противоречивая обложка альбома. Сигареты – зло.

«1984» – громогласное синтезаторное интро, удивляющее практически сразу всех неподготовленных. Становится понятно, чего следует ждать от этого альбома.

«Jump» – главный хит пластинки и одна из известнейших песен Van Halen. Характерная как своей клавишной партией, так и мощным гитарным соло в середине (которое было склеено из частей самых удачных дублей). Также это самая первая песня, записанная для альбома. Эдди рассказывал в интервью, что когда он продемонстрировал группе песню, то остальные участники не хотели иметь с ней ничего общего. В конце концов ему удалось их переубедить и это решение оказалось верным: «Jump» стал самым продаваемым синглом коллектива и единственным номером 1 в главном чарте США Billboard Hot 100 на целых 5 недель подряд.

«Panama» – очередной боевик на пластинке, имеющий гораздо больше в себе от классических Van Halen. Идея песни пришла к участникам группы, когда они попросили Эдди сочинить что-то в духе AC/DC. По итогу трек вряд ли сильно похож на творчество австралийцев, но это, наверное, даже к лучшему. А текст Ли Рота о любви к машинам, а не о государстве Панама.

Если «Jump» – гимн спортивных соревнований, то «Panama» просто идеальна для автодромов.

«Top Jimmy» – не считая интро, самая короткая песня на альбоме. Мелодия появилась в голове Эдди спонтанно и вдохновлена историей о реальном парне, фронтмене группы Top Jimmy and the Rhythm Pigs.

«Drop Dead Legs» завершает первую сторону пластинки. Гитарист вновь признался во влиянии AC/DC, на этот раз конкретно песни «Back in Black». При этом рифф здесь просто восхитительный и в наличии вновь имеется гитарное соло. Крайне недооценённая вещь.

Однажды Эдди признался, что лирика для него не играет особенно важной роли. Хотя на альбоме каждый трек приписан всем участникам группы, известно, что большая часть текстов исходила от Ли Рота, в очередной раз заводившего разговор о том, как потерять голову от женщины.

Вторая сторона пластинки начинается с зубодробительной барабанной партии Алекса Ван Халена, без сомнения лучшей на альбоме. И это в «Hot for Teacher». Звук, как будто издающийся мотоциклом, проносится сквозь всю песню. Не менее известными стали текст и видеоклип, буквально автобиографические для Ли Рота. Будущий фронтмен Van Halen не доучился в школе.

С «I'll Wait» у группы возникли проблемы, поскольку участники не могли довести эту вещь до ума. Пришлось привлечь стороннего автора текстов, при этом продюсер Темплмен и Ли Рот всё равно не хотели включать песню на альбом. Противоположный лагерь в лице Ван Халена и Лэнди был против них. Победили последние.

Ещё одним «скрытым» шедевром пластинки следует признать «Girl Gone Bad». Своего рода дань творчеству Led Zeppelin. Первый вариант песни Эдди сочинил ночью в гостинице, где отдыхал со своей женой. Соло собиралось опять же из лучших конечных вариантов, но получилось крайне эффектным и волнующим.

«House of Pain» – старейший трек на альбоме, который был записан в первом варианте ещё в середине семидесятых, когда группа пробовала поработать с Джином Симмонсом из Kiss. Структура новой версии претерпела изменения, прежним остался лишь главный рифф песни.

Последние строчки первого куплета завершающей песни альбома звучат так: «Собираю свои чемоданы и покидаю этот дом боли». Так и вышло на самом деле. Напряжённость во время записи «1984» сменилась ещё более повысившимся градусом в турне с пластинкой, длившегося на протяжении нескольких месяцев. По его итогу в 1985 году Дэвид Ли Рот объявил о выходе из состава Van Halen.

С тех пор единственный раз, когда полностью оригинальная четвёрка Ли Рот-Ван Халены-Энтони воссоединилась – это сборник лучших хитов «Best Of – Volume 1» в 1996 году, для которого Ли Рот записал две новых песни с Van Halen, но после опять покинул группу ещё на долгих 10 лет. А практически по его возвращении коллектив из-за разногласий навсегда покинул бас-гитарист Майкл Энтони. Больше они не воссоединятся уже никогда.

Альбом «1984» стал успехом. Наряду с дебютной пластинкой 1978 года это самый известный и самый продаваемый альбом группы. Если б в тот год в чартах не царил «Thriller» Майкла Джексона (мы же помним соло для «Beat It», которое также сыграл Эдди Ван Хален) – быть ему на первом месте как минимум в США. Дальнейшие работы уже с другим вокалистом также показывали хорошие результаты, но всё же в них чего-то не хватало. Магии классического состава, видимо. Именно поэтому «1984» я вполне могу считать вершиной творческих идей группы Van Halen.

Какое у вас отношение к Van Halen в целом и к альбому «1984» в частности? Напишите об этом в комментариях, будет очень интересно узнать ваше мнение.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, оцените его пальцем вверх, оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации.