ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Результатом работы нервной системы являются привычки и навыки – усиленные способности, происходящие от упражнений. Привычки и навыки – это важнейшие объекты педагогической деятельности. Они формируются с раннего детства и проявляются в момент ослабления воли и контроля человека над собой. В результате обнаруживаются либо добрые привычки, либо дурные. Добрые привычки являются нравственным капиталом нервной системы, растущим беспрестанно, а дурные – нравственным невыплаченным займом, способным заморить человека процентами и довести до нравственного банкротства. Когда добрая привычка превращается в бессознательную потребность, то она сохраняет силы и время человеку, которые он может употребить на что-то новое и важное.
Необходимо учитывать и то, что при искоренении дурной привычки нужно бороться не с ее последствиями, а с причиной, но так, чтобы не сломать и не озлобить ребенка. Искореняя вредную привычку, важно не столько воздействовать запретами, сколько направлять деятельность ребенка в иную сторону, стараясь захватить его внутреннюю жизнь.
Скука возникает от неудовлетворения стремления к деятельности, опять-таки врожденной человеческой природе. Интересно только то, что может дать посильную работу душе, и потому антагонистом скуки является деятельность – труд. Душа человека стремится к деятельности, а значит, к преодолению препятствий, без которых невозможна никакая деятельность. Следовательно, существование препятствий – неотъемлемое условие существования деятельности. Люди же, которые ищут труда без трудностей, на самом деле ищут удовольствия, а удовольствия приобретаются страданиями. Если же человек встает на дорогу наслаждения, то природа «платит за обман тяжелым чувством пресыщения».
Говоря об отдыхе, он советует соизмерять его длительность: недостаточный отдых вызывает раздражение, а чрезмерный приводит к лени. Мало того, отдых должен выражаться не в безделье, а в перемене деятельности. Воспитывая в детях стремление души к свободе, к самостоятельности, важно предоставлять ребенку возможность преодолевать посильные препятствия, формировать здоровую настойчивость, преграждая путь развитию упрямства и своеволия, воспитывать повиновение, послушание, так как воспитатель представляет собой разум, совесть, волю, подкрепляющие еще недостаточно развитые душевные силы ребенка.
К сожалению, власть воспитания не всесильна. Педагогические просчеты и амбиции, весьма живучи. Но труд – это краеугольный камень человеческого домостроения, и потому труд педагога не напрасен.