Я хотела сделать подборку фотографий модного дома "Dior" с 1989 по 1996 год, когда его ведущим модельером являлся итальянский Архитектор Моды Джанфранко Ферре.
В продолжение трём статьям на моём канале:
Gianfranco Ferré. Мода и эскизы 80х и 90х годов.
Высокая мода 1980х. Занавес мирного времени.
Пальто 80х и 90х. Изменение эмоции. Смена парадигмы.
"1980 - женщина имеет право строить карьеру задвигая мужчин и используя то, что она женщина." (с) моё, потому что история моды конца XIX века и всего ХХ и история прав женщин связаны неразрывно.
История моды в каком-то смысле отражает и фиксирует историю прав.
Но, чтобы ценность платьев его работы стала особенно очевидной, стоит сделать небольшой, совсем крошечный экскурс в историю высокой моды.
Для этого понадобится несколько имён и некоторое количество дат.
Чарльз Фредерик Ворт - 1825-1895.
Надежда Петровна Ламанова - 1861-1941.
Кристиан Диор 1905-1957.
Рене Грюо 1909-2004.
Ив Сен Лоран 1936-2008.
Джанфранко Ферре 1944-2007.
Чарльз Ворт - "Французский модельер английского происхождения, основатель дома моды House of Worth, один из первых представителей высокой моды."
Тот, кто создал Haute Couture, какой мы ей восхищаемся до сих пор.
Тот, кто дал имена (а, следовательно, и возможность других доходов) до этого безвестным портным.
Надежда Ламанова - Поставщик Двора Ея Императорского Величества до 1917 года.
И создательница костюмов к фильму "Аэлита" 1924 года.
Кристиан Диор - вернувший женщинам классические изящество и женственность в годы после Второй Мировой Войны.
Рене Грюо - модный иллюстратор аристократического происхождения.
Рисовал для самых известных модных журналов своего времени, для домов Диор, Баленсиага, Ив Сен Лоран.
Ив Сен Лоран - ученик и наследник Кристиана Диора.
Модельер, который нёс утончённость, аристократизм и европейское представление о женственности через всю вторую половину непростого ХХ века.
Джанфранко Ферре - архитектор по образованию.
Последний модельер "старой школы" в доме "Dior".
Когда Кристиан Диор создавал свою первую коллекцию потрясшую модный мир и мир в целом в 1947 году, он обращался к своим воспоминаниям из детства.
Когда приближение женщины было слышно по шороху её юбок.
А, когда она уходила, в комнате какое-то время ощущался запах её духов.
Я не просто так привела даты жизни всех этих Мастеров.
Это история о том, что они наследовали из своих детства и юности.
Какую историю хотели рассказать миру.
Как хотели изменить мир, а что хотели, напротив, оставить в нём неизменным.
История Кристиана Диора была историей о мирной жизни не только до двух мировых войн, но и историей до социалистической революции 1917 года в России.
Эта революция изменила жизнь не только в бывшей Российской Империи, но и во всём мире.
Особенно, в Старом Свете, со всем его институтом королевской власти и старинных аристократических домов.
Если почитать воспоминания тех, кто жил в то время, можно найти такой безусловно значимый фактор, как страх.
Буквально веками, тысячелетиями мир был устроен так, что есть Король, Королева, Принцы и Принцессы.
И все их подданные в табелях по рангам.
В "Загадочной России" - Князья, Княгини, Цари, Царицы, Царевны и Царевичи.
Иногда с ними можно даже заключать династические браки, хотя эта идея каждый раз ставилась под сомнение как впервые.
В июле 1918 года русская царская семья была полностью уничтожена.
Предлагаю отвлечься от запатентованных тягот и страданий нашей, вне всякого сомнения, великой родины и попытаться понять - что это значило для королей и всей аристократии Старой Европы.
Именно этот страх развернёт позднее Европу на веру "молодому государству" Соединённых Штатов Америки - тут могло быть довольно много слов и даже предложений про "ревущие двадцатые", "великую депрессию" и подъём полностью разрушенной экономики Америки на военных заказах из Старого Света в 1930-1940х годах.
Может быть, в другой раз.
И с последствиями того страха и той/этой веры мы имеем дело до сих пор в 20х годах XXI века. Если этот аспект глобальных процессов в общемировом социуме кому-то интересен.
Кристиану Диору удалось вернуть воспоминания о мире до этого ужаса в ХХ век напуганный и дезориентированный войнами, революциями, изобретением оружия массового поражения во всём его разнообразии.
Напоминаю - от химического оружия изобретённого и опробованного в годы Первой Мировой Войны отказались не по соображениям "человечности", как разумеется написали во всех учебниках истории - а из-за полной невозможности контролировать его распространение по полю боя и за его пределы (тут была говорящая опечатка на "полю боли").
Но с этого момента мир становится раздроблен на тех мужчин и женщин, кто продолжает верить в мир, где есть место платьям из нескольких десятков метров муслина и шёлка и тех женщин, кто идёт на работу не рассчитывая больше на помощь мужчин и государств построенных по правилам глубоко архаичного патриархата.
Мужчины же учатся жить с тотальным поражением.
Две мировые войны - это поражение мира, каким-он-был-до.
Но термин "ПТСР" и идею необходимости с ним что-то делать введут только после череды войн во Вьетнаме.
* В сторону, несколько иронично - зато какой новый виток развития литературы с авторами мужчинами!!!
Реакция того, что очень трудно выразить словами, но что словами выразить очень нужно.
А так же успехи в прикладной психологии и психиатрии.
Джанфранко Ферре - последний, кто работал для Dior в прямом, непрерывном наследии той парадигмы.
Парадигмы мира-до-мировой-войны.
Потом были три года деконструктивизма разломавшие наследие Haute Couture почти вдребезги, была Широсима-Шик от японцев и распадающиеся на части модели бельгийцев, буквально распадавшиеся, я продолжу делать подборки по нежно любимым мной 90м.
Потом было "супер-шоу" нулевых - немного слишком много блёсток, немного слишком больно-нервно.
Потом попытки вспомнить и вернуть "как было".
На этот раз обречённые на провал - мир не может быть прежним.
От мира до-мировых-войн сменилось более пяти поколений, а так же информационная революция.
В 1996 году закончились не только 80е как модное десятилетие - получившее мощное вливание в виде территории развалившегося соцлагеря, стиль продаж - "рабов на бусы, девок на зеркальца, древесину на пластик".
В этом году закончились надежды на возвращение мира, где дочери баронов и герцогов едут на бал в честь поиска невесты для наследного принца.
И есть робкая надежда, что дочь лесника тоже может туда попасть.
* Вообще-то нет, в оригинале "Золушки" - главная героиня дочь герцога. Но надежды не дают зарождаться революциям, хотя бы оттягивают их проступание в реальности на опасно неопределённый срок.
И "как быть дальше" пока так никто и не придумал.
Почти двадцать пять лет человечество справлялось на старых запасах - отсюда "противоречивая", "странная мода", "ужасная мода", "уродливая мода" - которая пытается совместить "всё со всем", судорожные попытки найти опору в старых ценностях.
* В России так "Семнадцать мгновений весны" раскрасили.
"Просто фасончики" - это скучно.
"Просто фасончики" становится скучно примерно через пару лет рабочего, профессионального внимания к явлению моды-как-процесса.
А это Джанфранко Ферре для "Gianfranco Ferré".
*
Совсем кратко с отступлением не вышло, зато так интереснее и достовернее.
Лайк, если статья понравилась или была интересной.
Продолжение следует.