Найти тему
Мирон Пашинцев

На высоком холме

Как купить туристическую путевку дешевле

В материале Черемшаны. По следам старообрядцев я рассказывал про старообрядческие монастыри, находившиеся в Черемшанах, о их судьбе и остатках былого благополучия.

В позапрошлом веке Хвалынск был центром старообрядчества не только Поволжья, но и России. До 1905 года староверам запрещалось иметь общественное имущество и строить церкви, но единственный православный храм, действующий в городе в 2013 году, был построен старообрядцами в период золотого десятилетия старообрядчества с 1905 по 1917 год. Этот храм был не единственным, но в настоящее время старообрядческий храм сохранился лишь в посёлке Сосновая Маза. Не только храмы возводились хвалынскими купцами. Благодаря купцам-староверам во многом был сформирован архитектурный облик Хвалынска, многие их дома, гостиницы и магазины сохранились до наших дней. Среди получателей пожертвований были православное и старообрядческое кладбище. Но если православное кладбище находится рядом с городом, то старообрядческое далеко за городом. На его поиски я отправился погожим деньком в свой очередной приезд в Хвалынск.

Как мне рассказали местные знатоки истории, на окраине города есть улица Рабочая вот по ней вверх и дойдёшь до старообрядческого кладбища. Попав на нужную улицу, решил уточнить как далеко до кладбища и был обескуражен. Одна женщина ответила: Я недавно сюда переехала, даже и не знаю есть ли кладбище, группа женщин пенсионного возраста, посмотрев с ехидцей, сказала: Иди и дойдёшь. Дорогу осилит идущий, руки в ноги и вперёд. Улица карабкалась вверх, дома стояли криво, но уверенно.

А затем город закончился и начались осенние поля.

Погода была чарующей ощущениями поздней осени, когда деревья еще не голые, а в разноцветных платьях переговариваются посреди разукрашенных полей и холмов.

Потрескавшийся асфальт всё тянулся и тянулся, никакого кладбища и в помине не было. И ни одного человека вокруг, правда сзади раза три обгоняли меня машины, нещадно пыля при этом, но у них были свои неведомые мне дела.

Вдалеке показались какие-то строения, я обрадовался, что можно будет хоть сориентироваться в пространстве и прибавил шагу. Затем немного притормозил, посчитав, что грех не сфотографировать такую красоту, и зашагал дальше.

В следующей купе деревьев бягряно рдели грозди рябины.

Дойдя до проходной Хвалынского завода строительных машин и побеседовав с охранником, убедился, что с пути не сбился.

Небольшой крюк, чтобы обойти завод и я у цели. Как сказал часовой, оберегающий входные ворота от посягательств со стороны различных прохожих: Прямо за заводом, на этом месте с другой стороны. Если для бешенной собаки сто вёрст не крюк, то для путешественника лишних пятьсот метров плюнуть и растереть.

Повернул направо и пошел огибать так неудачно вставшее на пути препятствие. Расстроиться не успел, впереди показалась Волга,

а по мере продвижения мимо стен завода стал выплывать из низинки на свет божий сам Хвалынск.

Стена завода закончилась, увидев слева джигита с табуном лошадей, подошёл к нему и пристал всё с тем же вопросом: А где тут старое кладбище.

Он подумал и сказал: Вон за берёзками.

Радость моя оказалась преждевременной вместо кладбища я попал на помойку. Вначале я предположил, что кладбище завалили мусором какие-то вороги, но ни одного креста или могильного камня не обнаружил. Потом мне рассказали, что в прошлом веке здесь было небольшое кладбище, в конце прошлого века смытое напором воды с горы Каланча, расположенной над ним.

Самое удивительное, что после пересматривая фотографии, обнаружил, что кресты кладбища видны на этой фотографии слева, но в жизни фотоаппарат порой видит дальше и больше, чем человеечское зрение.

Утопающий цепляется за соломинку, я пошел к экскаватору, собирающему мусор со свалки и грузящему его на грузовые машины, что пылили мимо меня по дороге. Спросил у одного из водителей про старообрядческое кладбище, ответом был жест, указывающий на холм слева от Каланчи. Я пошёл в ту сторону и метров через сто реально увидел кресты.

Старообрядческое кладбище было разорено в первые годы советской власти. Сейчас это гигантская пустошь, на которой там и сям разбросаны кресты

и обломки старых надгробий.1 из 7

Горько это видеть, но сколько в наших городах на бывших кладбищах строили заводы, школы и жилые дома- не сосчитать

Набрёл на захоронение с относительно новой могилой, но тоже заброшенной.

Самый высокий крест на кладбище Поклонный, установлен 20 июня 2008 года и освящен митрополитом Московским и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилием.

На кресте табличка: Сей крест поставлен в лето 2008 в память о купцах-благоустроителях Хвалынска Михайловых.

А рядом провал на месте склепа одного из купцов Михайловых,

в этом провале валяется разбитая плита с именами Ивана Кузьмича Михайлова, его жены Евдокии Дмитриевны и сыновей Кузьмы и Михаила.

Отцом Ивана Кузьмича была построена в 1814 году первая старообрядческая церковь в Хвалынске, его дочерью Екатериной Ивановой Новиковой 2 августа 1874 года была открыта Городская Михайловская богадельня, названная по фамилии отца.

А сколько плит было просто разбито и от них ничего не осталось, пожалуй, никто не сможет подсчитать.

Стоя на склоне холма, на котором расположено старообрядческое кладбище, подумал: Как же наши предки умели выбирать красивые места. Смотришь на Волгу, на природу и душа умиротворяется. Словно растворяешься в окружающих просторах и чувствуешь единение с природой.

Обратный путь оказался быстрее, как всегда бывает, когда идёшь уже проторенной тропой. Ничего нового не увидел, за исключением табуна, передвинувшемуся ближе к городу.

Еще рывок и поля отпускают меня в объятия города.

А в городе первыми живыми существами, попавшимися на пути оказались не люди, а агрессивно настроенные гуси.

Не стал я с ними связываться, а Паниковского рядышком не оказалось. Так и пошли мы каждый своей дорогой.</p>