Тариф на электроэнергию для малого и среднего бизнеса в Хакасии растет, и это факт, известный всем. Не так давно свою точку зрения по поводу роста энерготарифа для бизнеса по просьбе 19rus.info высказал руководитель регионального исполкома ОНФ Евгений Мамаев. Он отметил рост тарифа для прочих категорий за два года в размере 22%, подкрепив свое утверждение платежкой за август 2020 года, где цена одного кВт/ч - 6,24 руб.
Откуда берутся такие суммы в платежках за свет и при чем здесь Коновалов
В связи с этим вопросы о причинах роста, а также принимаемых мерах по сдерживанию тарифа редакция задала органу, напрямую влияющему на часть тарифа - Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Хакасии. Как раз сейчас там ведется работа над тарифными решениями на 2021 год, и специалистам есть что сказать. Вот что редакции 19rus.info сообщил председатель госкомитета Манук Данданян:
"В соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики тарифы на электрическую энергию для конечных потребителей (за исключением населения) Госкомтарифэнерго Хакасии не устанавливаются.
Приказами Госкомтарифэнерго РХ утверждаются единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, поставляемой прочим потребителям, и сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, для расчета энергосбытовыми компаниями - гарантирующими поставщиками тарифов для конечных потребителей.
Почему меняется тариф для прочих категорий
Увеличение уровня цены (тарифа) в 2020 году по категории «прочие потребители» по сравнению с 2018 годом обусловлено фактором, регулирование которого не входит в полномочия Госкомтарифэнерго Хакасии - ростом нерегулируемой средневзвешенной стоимости электроэнергии (мощности) с оптового рынка энергии и мощности. Доля этой составляющей в общем предельном уровне нерегулируемой цены в среднем составляет 31%, средний прирост стоимости 2020 года к 2018 году составляет 18,38%, прирост стоимости 2020 года к 2019 году составляет 41,17%, в 2019 году наблюдалось уменьшение стоимости по отношению к 2018 году в размере 16,41%.
Рост сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков, в среднем доля данной составляющей в общем предельном уровне нерегулируемой цены в среднем составляет 12-13%, однако ее прирост в августе 2020 года к уровню августа 2018 года обусловлен изменением нормативно-правовых актов РФ в сфере тарифообразования и переходом расчета сбытовой надбавки методом сравнения аналогов, утвержденным приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.
Регулируемой Госкомтарифэнерго Хакасии составляющей общей цены (тарифа) является стоимость услуг по передаче электроэнергии (мощности), доля данной составляющей в общем предельном уровне нерегулируемой цены 50-60%, ее рост находится в пределах индекса потребительских цен, и составляет 1,48% в 2020 году по отношению к 2018 году, причем в 2020 году по отношению к 2019 году наблюдается снижение тарифа на передачу на 1,19%.
Сколько платит население
В соответствии с действующим законодательством в области электроэнергетики тарифы на электроэнергию для населения регулируются государством и устанавливаются региональным регулирующим органом один раз в год с календарной разбивкой по полугодиям в рамках предельных максимальных уровней, утверждаемых для каждого региона.
В Хакасии тарифы для населения на электроэнергию являются одними из самых низких в Российской Федерации и установлены на уровне ниже экономически обоснованных
Одноставочные тарифы для населения без понижающего коэффициента за текущий и два предыдущих года составили:
- 2020 год, 1-е полугодие - 2,17 руб./кВт.ч, 2-е полугодие - 2,77 руб./кВт.ч;
- 2019 год, 1-е полугодие - 2,11 руб./кВт.ч, 2-е полугодие - 2,17 руб./кВт.ч;
- 2018 год, 1-е полугодие - 1,99 руб./кВт.ч, 2-е полугодие - 2,08 руб./кВт.ч.
Рост тарифа для населения находится в пределах индекса потребительских цен.
Что влияет на изменение тарифов
Изменение тарифов на электроэнергию происходит под влиянием множества факторов, таких как - увеличение стоимости производства электроэнергии, конструктивные особенности электросетевых объектов, а так же от протяженности электрических сетей, от стоимости и качества обслуживания электросетевого хозяйства, затрат сетевых компаний по содержанию сетей, изношенности этих сетей и, как следствие, потери энергии при ее транспортировке.
Что госкомитет делает для выравнивания роста
Для выравнивания роста тарифов, в том числе для потребителей электрической энергии категории «Прочие потребители», Госкомтарифэнерго Хакасии задействованы все возможные механизмы: анализируется финансово-хозяйственная деятельность территориальных сетевых и энергосбытовых организаций - гарантирующих поставщиков, оптимизируются их расходы на содержание электросетевых объектов и инфраструктуры предприятий, исключаются экономически необоснованные затраты, исключаются компании, не удовлетворяющие требованиям организации отрасли, постоянно проводится консультативно-методическая работа с профильными федеральными ведомствами (министерство энергетики, Федеральная антимонопольная служба и др.), в части актуализации и применения нормативно-правовых актов в электроэнергетике и тарифообразовании.
Сохранение в регионе тарифов на низком уровне стало возможным за счет перекрестного субсидирования населения. Перекрестное субсидирование в тарифах - это ситуация, при которой в целях защиты граждан тарифы на электрическую энергию для населения устанавливаются в пониженном размере. Финансовая нагрузка по субсидированию населения по оплате за потреблённую электроэнергию перекладывается на прочих потребителей (крупные промышленные предприятия) Хакасии, которые «доплачивают» за население недополученные расходы поставщиков услуг.
Если СШ ГЭС рядом - не значит, что электроэнергия должна быть дешевой
Действующим федеральным отраслевым законодательством не предусмотрена возможность учета местоположения региона, его социально - экономического положения, а также наличия либо отсутствия генерирующих станций. Процесс установления тарифов построен на достижении баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической".