Найти в Дзене
Иван Косенков

Нормандия и Бретань

Оглавление

В августе 2018 года наша неусидчивая парочка отправились в самостоятельное автопутешествие по Франции, провинциям Бретань и Нормандия. В этом посте я расскажу о нашем маршруте по самым крутым и интересным местам северо-запада Франции.

По ссылке - карта нашего маршрута, более 1700 км, которые мы проехали за 8 с половиной дней. На самом деле, можно двигаться медленнее и смело заложить на такой маршрут недели две.

https://www.google.com/maps/d/edit?mid=1ADA7vWZ8flDKE7r29DuFzvD2W7TVTT-S&usp=sharing

Маршрут: Париж - Шартр - Антрен - Ренн - Ванн - Морбиан - п-ов Крозон - Брест - Морле - Перрос-Гирек - Плугрескан - Пемполь - м.Фреель - Сен-Мало- Мон-Сен-Мишель - Довиль -Онфлёр - Этрета - Руан - Жюмьеж - Париж
Маршрут: Париж - Шартр - Антрен - Ренн - Ванн - Морбиан - п-ов Крозон - Брест - Морле - Перрос-Гирек - Плугрескан - Пемполь - м.Фреель - Сен-Мало- Мон-Сен-Мишель - Довиль -Онфлёр - Этрета - Руан - Жюмьеж - Париж

Не стесняйтесь лайкнуть и подписаться, если вам понравится пост – поддержка сильно мотивирует продолжать писать и снимать.

Замок в Антрене, таких по французским полям разбросаны десятки
Замок в Антрене, таких по французским полям разбросаны десятки

День 1

Мы самостоятельно составили маршрут на 9 дней, долетели до Орли (покойся с миром Aigle Azur, твои билеты до Парижа были самыми дешёвыми из прямых), взяли машину в аэропорту и отправились в путь. Нашей первоочередной задачей было до конца дня добраться на свадьбу друзей до замка в Антрене в 350 километрах от Парижа.

Замок в Antrain, Бретань
Замок в Antrain, Бретань

Первой остановкой на пути стал Шартр с его готическим собором XIII века, издалека заметный над полями. Мы отметили для себя, что после реставрации, когда собор помыли от копоти веков, он стал выглядеть не таким аутентичным. Тем не менее, мы получили сильные впечатления от этого гигантского готического шедевра – он абсолютно стоит посещения.

Порталы Шартрского собора
Порталы Шартрского собора

Уже в Шартре мы почувствовали дух провинциальной Франции, сильно отличающейся от того вайба, который царит в Париже: всё кажется намного более спокойным и тихим и исчезает ощущение мультикультурного Вавилона, которым славится столица франкоязычного мира. Чтобы увидеть Францию - обязательно нужно покинуть Париж.

Мы добрались к друзьям до Антрена к вечеру. Вот небольшое видео оттуда, снятое с дрона - так выглядит настоящая свадьба в шато.

День 2

На следующий день мы добрались до Ренна - столицы Бретани и посвятили остаток дня прогулке под дождём по старому центру с его фахверковыми домами. И где, как не здесь можно поесть сытные бретонские солёные блины – crepes с разнообразными начинками в древних ресторанчиках, которым на вид сотня лет.

Вообще, Бретань – очень самобытная провинция со своим языком (который знают, впрочем, весьма немногие из местных) и даже своим сепаратистским движением. Бретонцев видно по именам, а также можно отличить бретонские топонимы по их характерному звучанию и написанию типа Ploulec'h.

Отличие бретонцев от других французов объясняется тем, что бретонцы — один из немногих сохранившихся кельтских народов Европы.

Должен сказать, что по моему опыту, из всех французов бретонцы – самые дружелюбные и приятные в общении люди.

День 3

Третий день пути мы посвятили прогулке по типично бретонскому Ванну, в основном похожему на Ренн.

Древний город Ванн - ему более 2000 лет, есть что посмотреть.
Древний город Ванн - ему более 2000 лет, есть что посмотреть.

От Ванна мы выдвинулись к заливу Морбиан с его более, чем 250 небольших островков между которыми ходят лодки. Говорят, что Морбиан входит в число самых красивых заливов мира, но на самом деле, Морбиан не очень интересно смотреть с берега – пейзаж довольно плоский. Я подозреваю, что наилучшим способом будет сесть на лодочку и отправиться под парусом по островкам залива.

Бухта Морбиан
Бухта Морбиан

По берегам бухты то тут, то там разбросаны мегалитические сооружения немыслимой древности: одни из самых знаменитых – Карнакские камни, некоторые из которых были установлены более 6500 лет назад ещё до кельтов. Гигантские замшелые валуны, установленные рядами, производят впечатление.

Карнакские камни
Карнакские камни

После Карнака мы доехали до края полуострова Киберон и порядком устав, решили поужинать в морском ресторанчике. В заливе Морбиан производится 10% французских устриц, не говоря уже о других видах морских гадов, так что не упустите возможность попробовать местный сифуд.

Залив Морбиан
Залив Морбиан

Одна из особенностей побережья Бретани – большая разница в уровне воды во время приливов и отливов: когда вода отступает, лодки и яхты остаются лежать на дне как выброшенные на берег рыбины, а жители побережья отправляются на охоту за морскими обитателями приливной зоны – у франузов даже есть поэтичное название для всей той живности, которую они собирают: «fruits de mer» - фрукты моря.

Вечером третьего дня пути мы остановились в кемпинге со странными номерами – тут и монгольская юрта, и цыганская кибитка, и дом на дереве.

День 4

На четвёртый день стало понятно, что до всех запланированные места нам доехать за восемь дней не удастся и что мы совершили обычную для планирования самостоятельных путешествий ошибку – попытались впихнуть слишком много в короткий трип, что привело к тому, что нам пришлось постоянно выбирать чему уделить время и пропуску многих крутых локаций, которые стоило посетить.

Ещё одним аспектом, который мы не приняли во внимание заключался в том, что мы в основном ехали не по автобанам и платным дорогам с допустимой скоростью 120, а по узким дорогам с ограничением 60, а то и 40 километров в час, через все маленькие живописные деревушки. И это нас сильно затормозило, хоть и дало почувствовать дух Франции намного лучше.

Невозможно оторвать взгляд от разваливающихся остовов кораблей на берегу. Прелесть упадка и разрушения.
Невозможно оторвать взгляд от разваливающихся остовов кораблей на берегу. Прелесть упадка и разрушения.

Мы хотели посмотреть несколько живописных скалистых мысов, выдающихся в океан (Presqu'île de Kermorvan, Pointe de Corsen, Pointe du Raz), но в итоге из-за нехватки времени почти случайно выбрали только один - pointe de Pen-Hir на полуострове Crozon. Мы заехали в городок Camaret sur mer на полуострове, где поели вкуснейших и дешёвых устриц в одном из ресторанов на набережной, а также прогулялись по кладбищу кораблей по дороге к местному морскому музею.

Кладбище кораблей в Camaret sur Mer
Кладбище кораблей в Camaret sur Mer

Затем от Camaret sur mer мы доехали до мыса Pen-Hir. На мой взгляд, мы не прогадали – пейзаж весьма драматичный с суровыми скалами, вздымающимися из океана.

Панорамы мыса Пен-Гир
Панорамы мыса Пен-Гир

Там нас чуть не погубила съёмка с дрона. Во-первых, полеты возле скал на океаническом побережье сложны с точки зрения ветра - дрон просто сносит и нужно быть внимательным, чтобы ветром его не сдуло в скалу или далеко от места запуска, откуда ему уже не вернуться.

Во-вторых, птицы. Когда я взлетел, вокруг коптера начала носиться чайка, совершающая явно агрессивные маневры. Проверять, кто выйдет победителем из столкновения в мои планы не входило и я повел аппарат на посадку.

Естественно, в самый ответственный момент, когда ты ловишь дрон, стоя на краю скалы, а вокруг носится злая птица, вылетает DJI Go и отказывает сенсор снижения. Когда мы хватаем чудо-девайс, он превращается в злобную мясорубку, рубя винтами по рукам, не реагируя на переворот вверх ногами.

Ловим дрон на краю скалы - мыс Пен-Гир
Ловим дрон на краю скалы - мыс Пен-Гир

Падать вниз метров тридцать – ни ты, ни дрон этого не переживёте. Стискиваешь зубы, усилием воли не отпускаешь коптер, помня, что он стоит 30к рублей. Винты дрона обильно обагрены кровью, ветер пытается столкнуть со скалы, чайка носится над нами с воплями, зеваки-французы, наблюдающие ситуацию, грозящую перерасти в номинацию на Премию Дарвина, в тихом восторге.

Наконец, механические демоны, овладевшие дроном, остаются довольны человеческим жертвоприношением и покидают его залитый кровью корпус - винты останавливаются. Мы с дрожащими ногами, оставляя красные пятна за собой, спускаемся со скалы.

Стоило оно того или нет - судить вам: вот видео, снятое с дрона из этого путешествия.

Чуть не потеряв дрон в борьбе с чайками и ветром, изрезав пальцы в кровь мы двинулись на ночёвку в Брест, где у нас даже не осталось сил, чтобы выйти из отеля и посмотреть город.

День 5

Пятый день путешествия мы посвятили берегу Розового гранита. Правда сначала мы заехали в Morlaix, с которым у меня были связаны ностальгические воспоминания о фестивале электронной музыки Panoramas, собирающем ежегодно самых интересных французских музыкантов. Сам город примечателен в первую очередь гигантским железнодорожным мостом, гротескно доминирующим над старым городом.

Мост над Morlaix
Мост над Morlaix

Оттуда мы двинулись к Ploumanac'h и маяку Men Ruz. Там становится особенно понятно, почему эти места называют берегом Розового гранита: огромные глыбы на берегу имеют розоватый оттенок, обусловленный содержанием полевых шпатов в граните, что особенно видно на контрасте с тёмным цветом воды. Достаточно живописно.

Маяк Мен-Руз
Маяк Мен-Руз

Прогулявшись по Perros Guirec, в этот же день мы заехали в Plougrescant, где можно посмотреть на дом, уютно втиснутый между скал. В итоге, на осмотр различных местечек берега розового гранита мы потратили остаток пятого дня путешествия и заночевали в городке Пемполь.

Дом между скал
Дом между скал

День 6

На шестой день мы гуляли по заросшему цветущим вереском мысу Фреель с впечатляющими видами с высоты прибрежных скал на Ла-Манш и форт Ла Латт, виднеющийся на соседнем мысе. Жаль, что времени дойти до него совсем не было. Прогулку ничуть не портил ни моросящий дождь, ни шквальный ветер. В августе Атлантическое побережье Франции расцветает яркими пятнами вереска. Мы не ожидали увидеть столь яркую и живописную картину в этих суровых местах.

Цветущий вереск в Бретани
Цветущий вереск в Бретани

Мы проезжали прибрежные городки и там ещё одним открытием для меня стала закалка французов, которые подолгу плескаются в холодных водах океана, который вряд ли прогревается более чем до 20 градусов. Меня, сибиряка, на долгое плавание в холодных водах не хватило.

Мыс Фреель
Мыс Фреель

На этот же день у нас были запланированы Динан и Сен-Мало, но по времени мы укладывались только в один из них, а из-за погоды прогулка по Сен-Мало получилась короткой, грустной и мокрой.

От Сен-Мало мы двинулись к ещё одному скалистому мысу - Pointe du Grouin. Погода улучшилась и вдалеке стало видно конечную цель дня пути – Мон-Сен-Мишель.

К Мон-Сен-Мишель мы подъехали уже в сумерках, голодные, нервные и вымотанные. Погода, как только мы въехали из Бретани в Нормандию сразу стала лучше. Мы оставили машину на парковке и на шаттле двинулись к крепости.

Восходит Луна и вот уже волны прилива облизывают древние стены Мон-Сен-Мишель.
Восходит Луна и вот уже волны прилива облизывают древние стены Мон-Сен-Мишель.

День 7

Многие туристы, посещающие одну из самых знаменитых достопримечательностей Франции за пределами Парижа, останавливаются на ночь в гостиницах в соседних деревнях. Мы ещё на этапе планирования решили переночевать внутри крепостных стен Мон-Сен-Мишеля.

Это, конечно, стоит достаточно дорого, но зато завтрак сервируют в ресторане с мишленовской звездой и на прогулку по крепости с утра можно выйти ещё до того, как количество туристов станет невыносимым.

Собор Мон-Сен-Мишель изнутри
Собор Мон-Сен-Мишель изнутри

От входа в крепость улица идёт вверх и вверх к собору в стиле пламенеющей готики, венчающему крепость на внушительной высоте более 150 метров. Именно образ Мон-Сен-Мишель послужил основой для крепости Минас Тирит из экранизации Властелина Колец.

Mont Saint-Michel с высоты птичьего полета. Постройки буквально обвиваются вокруг скалы. Стены в несколько рядов, неприступная скала в основании.
Mont Saint-Michel с высоты птичьего полета. Постройки буквально обвиваются вокруг скалы. Стены в несколько рядов, неприступная скала в основании.

Отдельная фишка этого места – самые сильные в Европе приливы и отливы – со скоростью около 6 км/ч и высотой до 14 метров. В сочетании с зыбучими песками и частыми туманами они делали Мон-Сен-Мишель неприступным для врагов.

Ранее во время приливов остров оказывался отрезан от суши, теперь к нему ведёт насыпь и мост. Несмотря на музейный вид, в Мон-Сен-Мишель до сих пор постоянно живут порядка 30 человек.

Место – потрясающе живописное, было немного жаль, что на него у нас так мало времени и мы не попробовали коронное блюдо тех мест – особую ягнятину, которая получается за счёт того, что барашки просаливаются ещё будучи живыми, пасясь на солончаках.

Про наше посещение Мон-Сен-Мишель есть отдельное видео, enjoy!

Остаток седьмого дня был посвящён курортным городам Нормандии. Вообще курорты Нормандии интересны тем, что не так известны широкой публике, как, например, Лазурный берег.

Вероятно, многим кажется, что северное побережье Франции на то и северное, что здесь холодно и нельзя купаться. Однако Нормандия, хоть и находится севернее, всё же кажется более тёплой, чем Бретань. Да и вода в Ла Манше теплее, чем в Атлантике: можно долго плескаться в волнах.

Сперва мы заехали в Довиль – излюбленное место всяких кинозвёзд (на пляже у многих именитых актёров и прочих селебрити есть личная кабинка), где подивились аристократичной публике и внезапно выросшим ценам (в среднем Нормандия на 10% дороже Бретани, а на курортах и того больше), а затем остановились в Онфлёре, послужившем вдохновением для французских импрессионистов.

На фото с воздуха видна гавань городка, окружающая ее пестрая деревянная архитектура, запечатленная на классических полотнах Сера и Моне. В правом краю снимка можно увидеть уникальный пример европейского деревянного церковного зодчества XV века - Церковь Святой Катерины.
На фото с воздуха видна гавань городка, окружающая ее пестрая деревянная архитектура, запечатленная на классических полотнах Сера и Моне. В правом краю снимка можно увидеть уникальный пример европейского деревянного церковного зодчества XV века - Церковь Святой Катерины.

Онфлёр правда невероятно живописен - его бухта, а также деревянная церковь абсолютно стоит посетить. Мы сняли небольшую комнатку над местным бистро и почувствовали себя реально бедными французскими художниками - и атмосферно, и дорого.

Летний вечер в Онфлере, Нормандия. Классическая панорама, вдохновлявшая художников-импрессионистов
Летний вечер в Онфлере, Нормандия. Классическая панорама, вдохновлявшая художников-импрессионистов

День 8

Наше путешествие подходило к концу и на следующий день мы направились в Этрета, смотреть на известняковые арки, через один из самых длинных подвесных мостов в мире –двухкилометровый мост Нормандии (2350 м.) через Сену, которая впадает здесь в Ла Манш.

Джек-пот: все три арки Этрета на одной фотографии!
Джек-пот: все три арки Этрета на одной фотографии!

Известняковые арки Этрета – обязательны к посещению, если вы добрались до Нормандии. Их много раз писали художники-импрессионисты и понятно почему – зрелище захватывает дух. Стоит прогуляться по пещерам внизу арок – главное успеть до стремительного прилива, а затем залезть наверх и пройтись по тропинкам на головокружительной высоте.

Этрета, две арки из трёх
Этрета, две арки из трёх

Я, в итоге оказался отрезан приливом от берега на скале, так что пришлось намочить кроссовки чтобы попасть назад.

От арок мы поднялись к садам Этрета – сюрреалистическому пространству, в котором можно почувствовать себя как будто попавшим в страну чудес или странный сон. Сады открылись для посещения в 2017 и по праву признаны одним из лучших произведений ландшафтного дизайна в мире.

На исходе восьмого дня мы въехали в Руан – древнюю столицу Нормандии с её фахверковыми домами и гигантскими готическими соборами и монастырями. Вечером нам повезло попасть на проекционное шоу у самого главного собора города, где перед нашими глазами прошли эпохи от Рима до современной Республики - получилось очень круто прочувствовать смену эпох и древность этих мест: римляне, галлы, норманны, французские короли, Жанна д'Арк.

Церковь святой Жанны д´Арк, Руан. Если архитектура - застывшая музыка, то это здание - танцевальный ремикс на католический собор. Поставлена на месте сожжения соответствующего исторического персонажа.
Церковь святой Жанны д´Арк, Руан. Если архитектура - застывшая музыка, то это здание - танцевальный ремикс на католический собор. Поставлена на месте сожжения соответствующего исторического персонажа.

К слову, именно в Руане её и сожгли, предварительно объявив ведьмой (шутка ли - когда Бог отвечает тебе на твои молитвы).

День 9

С утра, посетив место сожжения Жанны д’Арк и улицу с городскими часами, мы отправились в аббатство Жюмьеж.

После великой французской революции аббатство использовалось как источник камня для строительства. Романские руины очень живописны - каждый шаг открывает новые перспективы на заброшенные здания.
После великой французской революции аббатство использовалось как источник камня для строительства. Романские руины очень живописны - каждый шаг открывает новые перспективы на заброшенные здания.

Полуразрушенное аббатство находится неподалёку от Руана и вид свой приобрело после Французской революции, когда местные жители просто-напросто растащили его на камни. Восстанавливать не стали – решили, что так красивее. Возможно они в этом правы – руины выглядят невероятно колоритно

Аббатство Жюмьеж, стало нашим финальным местом назначения в этом путешествии: оттуда мы напрямик отправились в Орли и покинули Францию.

Заключение

Подытоживая, стоит сказать, что Нормандия и Бретань однозначно стоят посещения, если вы любите суровую природу, древние города и сифуд. Этот самобытный уголок Франции не столь заполонён туристами как Париж или Лазурный берег, но по интересности им ничем не уступает.

Путешествие точно нельзя назвать бюджетным – мы довольно много заплатили за машину, а также переплачивали за отели – можно было съездить намного дешевле. В 2018 это показалось нам дорогим. В 2020 после очередного падения курса рубля следует убедиться, что такое путешествие - по карману.

Самой большой нашей ошибкой было попытаться впихнуть всё путешествие в 9 дней – мы проехали более 1700 км. и очень много ехали, потому что не пользовались автострадами и платными дорогами. В итоге, мы совершенно дико уставали, у нас не было толком времени отдохнуть и расслабиться и путешествие, как это часто бывает, не стало отдыхом.

Плюс, многое осталось непосмотренным, так что мы решили, что когда-нибудь мы ещё туда вернёмся. Если бы я ехал сейчас, то растянул бы маршрут на пару недель, чтобы посмотреть получше скалистые мысы Бретани с маяками, курортные городки Нормандии, Берег розового гранита.

Надеюсь, вам понравилось это путешествие – если да, то не забывайте лайкнуть и подписаться, чтобы увидеть новые отчёты из поездок. Надеюсь, что границы с Европой скоро вновь будут открыты и вы сможете повторить наше путешествие. А пока - вот полное видео из поездки, которое наилучшим образом иллюстрирует наши приключения в Нормандии и Бретани.

Напишите в комментариях что было для вас самым интересным в этом материале? Также если вы были в тех местах, поделитесь своим опытом ниже - может быть мы что-то пропустили?

#на колёсах #франция #бретань #нормандия #автопутешествие #самостоятельные путешествия