Найти тему
С. М. А. Р. Т.

Ужасающие хорроры про войну.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Приветствую, друзья! Недавно, в одной из своих статей, я рассуждал о том, что какие-то вещи абстрактно нас пугают (призраки, монстры, инопланетяне, демоны), а какие-то вполне реальны и ужасают именно своей относительной осязаемостью (насилие, война, голод, болезни).

Парадокс заключается в том, что первое страшно, потому что неизведано и загадочно, а второе, потому что каждый прекрасно знает, что это и как это ужасно. Вдвойне странно, что в кинематографе стараются не совмещать одно с другим.

Есть фильмы ужасов о вирусах, но они однотипны - зомби-вирус или что-то похожее. Есть фильмы ужасов о насилии, но они слишком примитивны - маньяки и убийцы всех мастей. И есть фильмы ужасов о войне.

Вот их-то как раз меньше всего (удивительно почему) и они по-своему интересны. Давайте взглянем на три ярких представителя данного направления и попытаемся рассудить, заслуживают ли они внимания.

Обложка DVD "На страже смерти", 2002 г.
Обложка DVD "На страже смерти", 2002 г.

На страже смерти. Год - 2002. Страна - Великобритания, Германия. Слоган - «Добро пожаловать в ад, рядовой Шекспир». Режиссер - М. Дж. Бассетт. Оценка Кинопоиска - 6.585. Оценка IMDb - 6.0.

Самый старый из трех и, забегая вперед, самый достойный. Неординарный сюжет, мрачная атмосфера, интересный актерский состав. Место действия - "Мясорубка Нивеля" - самое кровопролитное сражение Первой мировой войны. Действующие лица - отряд английских солдат.

Уже выбор событий и героев, в определенной степени, интригует зрителя. И не зря. Неторопливое повествование быстро набирает обороты, обрастает деталями и пугающими открытиями. Затем, после яркой кульминации, сценарий приводит нас к оглушительному финалу.

Если разбирать картину на составляющие, то актерский состав подобран великолепно. Образы получились яркими, живыми и харизматичными. Каждый персонаж имеет свой уникальный характер и полностью оправдывает его до самого конца. В их поступках чувствуется последовательность и мотивация, нелогичности или абсурда вы здесь не увидите (хотя разной степени безумие никто не отменял).

Общая стилистика и палитра (преимущественно серая) идеально передают эмоциональный окрас происходящего и подчеркивают атмосферу. Грязь, туман, кровь и безысходность - вот основные составляющие происходящего. Декорации, костюмы и реквизит настолько продуманы и достоверны, что только усиливают эффект. Уверяю вас, вы весь фильм будете чувствовать себя так, как будто ползете по окопам западной Германии 1917 г.

Музыка придерживается классической школы озвучивания - песен или полноценных композиций вы не услышите. И это прекрасно, поскольку инструментальные монотонные композиции очень к лицу фильму. Звуковое сопровождение способствует погружению в происходящее на экране и поддерживает общий меланхоличный настрой.

Удивительно, но при всем своем театральном минимализме и невероятной серьезности, "На страже смерти" не гнушается использовать довольно распространенные приемы. Скримеры, кадры убийств, страшные образы - все это тоже здесь присутствует и вполне неплохо сочетается с тонким психологическим давлением. Нашлось место даже для пары твистов и тайны, которая будет создавать чувство неопределенности на протяжении всего действа.

В общем, перед нами очень качественный фильм не дающий слабину ни как военная драма, ни как мистический триллер. Наблюдать за происходящим на экране интересно и по-настоящему страшно. Если вам нравится, когда хоррор не лишен глубины, философского подтекста и стиля, то не проходите мимо.

Постер к фильму "Точка R", 2004 г.
Постер к фильму "Точка R", 2004 г.

Точка R. Год производства - 2004. Страна - Корея Южная. Слоган - «Он, тот кто проливал чужую кровь, не вернется... Даже его душа...». Режиссер - Кон Су-чхан. Оценка Кинопоиска - 6.53. Оценка IMDb - 6.3.

А вот перед нами гость из Южной Кореи. Постер на голову выше, чем у "На страже смерти" - не могу не признать. Но сам фильм все же немного похуже. Хотя своего очарования (если такое применимо к ужастику) он не лишен.

На сей раз события разворачиваются во Вьетнаме с отрядом Корейских солдат (да, Южная Корея тоже воевала во Вьетнаме). Соответственно, туман и грязь сменяются на джунгли. В любом случае, такой расклад ничем не хуже в качестве антуража для хоррора, чем Первая мировая война.

Актерская игра скорее всего покажется вам на порядок слабее, чем в предыдущем фильме, но это, на самом деле, скорее специфика восточного кино - небольшая переигровка. В китайских, японских и корейских фильмах персонажи всегда немного карикатурные и неестественно яркие. Думается мне, это отпечаток восточной культуры в целом и театра в частности.

Реализм, глубина, подтекст и правда немного уступают своему европейскому товарищу, но зато атмосферность и натуральность, как минимум, не хуже. Присутствуют легкие недомолвки и логические несостыковки, но критического воздействия на происходящее они не имеют.

Основной используемый прием для запугивания зрителя - нагнетание обстановки и ужасающие открытия по ходу действия. В общем-то, это излюбленный прием всех восточных режиссеров. Они вообще любят плести некую тягучую липкую паутину страха, которая постепенно окутывает публику к развязке.

Я не скажу, что сердце прямо ёкало, но определенное напряжение картина создает. Крепкий, самобытный и самодостаточный середнячок - вот справедливая оценка для "Точки R". Можно даже накинуть пару баллов за оригинальность и динамику, так что уделить время хотя бы один раз точно стоит.

Постер к фильму "Призраки войны", 2020 г.
Постер к фильму "Призраки войны", 2020 г.

Призраки войны. Год - 2020. Страна - Великобритания. Слоган - «Страшнее врага только дьявол». Режиссер - Эрик Бресс. Оценка Кинопоиска - 5.637. Оценка IMDb - 5.4.

Помните, выше я сказал, что "На страже смерти" самый достойный из трех фильмов? Так то оно так, но это оценка при прочих равных. То есть, с учетом того, что "На страже смерти" снят в 2002 г. с крошечным бюджетом, а "Призраки войны" в 2020 г. с весьма солидным.

Я веду к тому, что если сухо сравнивать элементы, то "Призраки войны" все же выиграют. Я бы даже сказал, что они заимствуют у предыдущих двух фильмов самые интересные детали и привносят поверх этого нечто свое. Не хочется считать это однозначным плюсом, поскольку он банально снят позже, но все же.

Пройдемся по основным пунктам. Актерский состав на высоте - пусть не первый дивизион, но подбор отменный и продуманный. Оригинальное сочетание незаезженных, но узнаваемых лиц радует глаз, как и уровень игры.

Декорации, костюмы, атмосфера - все достоверно и реалистично. Место действия - Германия, время действия - конец Второй мировой войны. Но это только номинально. В данном фильме эти два понятия не являются аксиомой, если можно так выразиться. Вам стоит увидеть все самим, но, уверяю, задумка вам понравится.

Музыка уместна и ненавязчива. Как-то отдельно ее подчеркивать не хочется, но и нареканий нет. Вообще, аудио-визуальный ряд без претензий. Но было бы странно, если бы аудио-визуальный ряд голливудского фильма 2020 г. вызывал вопросы. Так что тут без открытий.

И вот тут мы переходим к самому вкусному. Сценарий, не побоюсь этого слова, уникален. Не скажу, что гениален, но безусловно цепляет. Картина начинается как военная драма или боевик - неторопливо и довольно стандартно. И, кстати, очень похоже на "Точку R". Затем плавно перетекает в мистический триллер. Ближе к кульминации сыпет намеками на временную петлю (о таком я отдельно писал вот тут), А в финале шокирует научно-фантастической подоплекой.

Вообще, последние 30 минут фильма так ускоряют события, что хоть за кресло держись. Курс повествования успеет раза три смениться за это время. Как на американских горках, честное слово. Что уж там говорить, если вам даже успеют политические намеки подсунуть. Правда они как раз вызывают отрицательные эмоции, из разряда "опять двадцать пять".

Но что это я? Зачем еще держу вас? Скорее бросайте все и бегом смотреть. Кино просто великолепное и я готов спорить, что концовку вы точно не угадаете. А неожиданные концовки в наше время все более редкое и ценное явление. Удачного просмотра!

P.S. Фильмы, вроде "Операции "Мертвый снег"", я все же считаю в первую очередь фильмами о зомби, чем о войне. Для своей подборки я выделил всего один элементарный критерий - события должны происходить во время реальной войны с действующими солдатами. Мне кажется, что это самое очевидное и объективное решение.

Такое простое ограничение автоматически отсеивает фильмы о фантастических войнах (с инопланетянами, роботами, демонами и прочими), о различных последствиях войны (посттравматический синдром, призраки со времен войны, зомби-военные и тому подобное), о военном постапокалипсисе (мир после третьей, четвертой или любой другой мировой войны).

Оговорюсь только, что я бы включил в подборку фильм "Оверлорд", но о нем я уже писал вот тут.

Спасибо за внимание!

Помните, друзья, если вы хотите, чтобы я помог вам вспомнить фильм, сериал или аниме - просто напишите об этом в комментарии.

-5