К сожалению, время от времени доводится слышать о проблемах, с которыми столкнулся человек, посетивший тот или иной монастырь. Я говорю про серьезные проблемы, и хочется уберечь людей православных, особенно новоначальных от того, чтобы похожие проблемы случались бы с ними. Хочу поделиться некоторыми соображениями. Возможно, что они помогут избежать тех или иных проблем, когда человек посещает монастырь, или исповедуется в монастыре, или уже там живет, и задумывается о монашеском пути.
Пожалуй, начну с последнего, потому что иногда меня спрашивали люди, которые думают о монашестве, - стоит ли выбирать этот путь? И мне здесь вспоминаются слова святителя Николая Сербского из его замечательной книги «Миссионерские письма».
Там одна девушка ему пишет, что выбирает, по какому пути пойти: по пути жизни в миру – выходить замуж, рожать детей; или же по пути монашества. И вот она колеблется между тем и другим. Святитель Николай ей отвечает: если ты колеблешься, то знай точно, что тебе лучше выходить замуж, потому что монашество для тех, кто не колеблется. И далее он объясняет в письме, что монашество – это для человека, которого настолько переполняет любовь ко Христу, что ему тесно в этом мире, он не хочет свою жизнь разменивать ни на что временное, а хочет полностью и всецело посвятить себя Христу. Вот это горение влечет его к монашеству.
Если этого нет, если человек в себе этого не чувствует, то не нужно думать о монашестве. Иногда приходит человек средних лет и говорит: ну, найти жену не удалось, а годы идут, может, мне в монастырь идти? Нет. С такой мотивацией - нет. Монашество не про это, оно не отстойник для тех, у кого просто с личной жизнью не сложилось.
Увы, не все это понимают даже в монастырях, и бывают печальные примеры. Когда человек приезжает просто паломником или трудником в монастырь, и ему там некий иеромонах авторитетно говорит: ты должен стать монахом! Если здесь не останешься, не примешь монашество, то погибнешь, если вернёшься в мир – погибнешь; ты обязан, это послушание, это воля Божия, все, оставайся здесь, постригайся!
И человек, который только приехал в монастырь, который относится к этому как к месту жительства святых и на каждого он смотрит как на святого старца, вдруг слышит такое. И начинает думать: что делать? Бывает, такое говорят и людям, у которых есть жених или невеста, или даже уже жена, муж и дети. Бывают и такие страшные, недостойные вещи совершаются, когда находятся священнослужители, которые семейных людей понуждают постриг принимать, разводиться, оставлять детей, уходить в монастырь, или с детьми в монастырь приходить.
Здесь хочется напомнить решение Священного Синода нашей Церкви от 1998 года, в котором сказано:
«Имея в виду участившиеся жалобы мирян на канонически неоправданные действия отдельных пастырей, указать священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причина, отказу от воинского служения; …отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства».
Далее в том же тексте говорится, что духовники, которые таким образом поступают, фактически нарушают свободу, которую Бог дал человеку. Господь наш Иисус Христос так не поступал.
Если мы посмотрим, в Евангелии сколько много примеров можно увидеть описание исцелений, которые Господь совершал. И как вы помните, нередко бывает, что к Господу приводят, допустим, слепого, и Господь Иисус Христос спрашивает его: что ты хочешь, чтобы Я тебе сделал?
Казалось бы, это очевидно, он же слепой, надо его зрячим сделать. Но Господь не решает за него. Он спрашивает человека: что ты хочешь? Также апостолов Господь призывал последовать за Ним. Кроме двенадцати апостолов, Господь призывал и других людей, и не все следовали. Как тот богатый юноша, который услышал «раздай имение свое и следуй за Мной», и отошел, не последовал за Господом. И Господь не стал его заставлять.
Христос призывает, но никогда не заставляет, не ломает волю человека, не лишает его свободы, которую Сам же этому человеку дал. Господь так не поступает. А поступает так дьявол. Вот он-то как раз стремится человека поработить, заставить, вынудить, и зачастую используя страх.
Так что те «духовники», которые заставляют человека, у которого нет внутри расположения к монашеству, стать монахом или монахиней, да притом еще и с угрозами, они тем самым подражают насилию дьявола.
Если вдруг вы с толкнулись с чем-то из того, что упомянуто в приведенном выше решении Синода, то нужно бежать подальше от таких духовников. И об этом прямо говорится в том же самом решении Священного Синода: «Призываем верующих Православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею во всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть «вязать и решить». Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению Святых Отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним».
Кроме случаев принуждения к монашеству или жизни в монастыре – а такое тоже бывает, почему-то молодых девушек или женщин, даже и не молодых, понуждают в некоторых монастырях: вот приезжай, будешь жить здесь, даже с детьми, – чем бы это все не прикрывалось, как бы это все в какие слова ни облекалось, какими угрозами при этом бы не стращали, не нужно это слушать.
Женщина не должна жить в мужском монастыре, как и мужчина не должен жить в женском монастыре. Это как раз те самые постановления святых отцов, которые обязательны для всех монашествующих, которыми и должны руководствоваться духовники.
С болью приходится это признавать, но у нас монашество отнюдь не встало на ту высоту, которая предполагается его званием.
Хочется предупредить православных людей: когда вы приезжаете в какой-то монастырь в паломничество, если вы ожидаете там увидеть святых людей, то имейте в виду, что святых людей вы там встретите только лежащих в раках этого монастыря, в храмах. Вот те, чьи мощи почивают в раках в этих монастырях, они святые. Речь про канонизированных Церковью подвижников.
Не нужно при этом вдаваться в другую крайность. А то нас часто в крайности бросает: либо на всех смотреть как на святых, либо на всех смотреть как на последних грешников.
Я предлагаю смотреть на тех живых насельников или насельниц монастырей, просто как на старших братьев или старших сестер в вере. У нас есть хорошие христиане среди монашествующих, я сам знаю таких, и нередко получал пользу от общения с ними. И вы, скорее всего, если вы миряне, отправившись в монастырь и общаясь там с монашествующими, скорее всего увидите человека, который больше знает о духовной жизни, больше читал, больше слушал, больше прошел по этому пути, чем вы.
И весьма вероятно, что вы сможете узнать, услышать, или увидеть что-то полезное в том, что он говорит, как он говорит, как он действует. Но при всем этом он по-прежнему человек, у которого есть свои немощи. Это человек, который еще на пути, который еще борется, и об этом не нужно забывать, даже в случае самых лучших монашествующих, которых вы можете встретить.
К сожалению, можно встретить в монастырях не только искренних людей, не только хороших христиан. Можно встретить и людей поврежденных, людей злонамеренных. С печалью и болью приходится это говорить, но всякое бывает.
И если вдруг вы из общения с монашествующими увидите или услышите что-либо смущающее вашу христианскую совесть, просто бегите оттуда как можно скорее. Придите к своему духовнику, к священнику, которому регулярно исповедуетесь, и спросите его о таких вещах, которые вас смутили при посещении какого-то монастыря, или при жизни в каком-то монастыре в качестве трудника или трудницы.
Также хочется сказать еще об одном вопросе. Время от времени мне его задают: кого Вы можете посоветовать как старца, прозорливого, к кому поехать за вопросом? Скажу то, что у меня на сердце, исходя из всего, что я знаю:
В России сейчас старцев нет.
И если вам, когда вы слышите эти слова, вспоминаются какие-то известные имена, которые на слуху, люди, к которым ездят и сидят в очередях, и вы меня спросите: а как же вот эти или вот эти имена?
То я вам скажу еще раз: в России нет сейчас никаких прозорливых духоносных старцев. Ко всем тем, к кому ездят и высиживают в очередях, я лично никому из своих близких не посоветую ездить.
У нас были старцы еще в 90-е годы, но думаю, что по грехам нашим Господь отнял у нас старцев, нет у нас сейчас старцев. Я не сомневаюсь в том, что есть духовные люди, подвижники, обладающие дарами от Бога. Но я думаю, что такие люди не на слуху, не на виду, к ним не сидят в многочасовых очередях.
Мы все, современные христиане, немощны и больные, и епископы и священники, «от них первый есмь аз» – немощный и больной. И миряне, и монашество тоже у нас, к сожалению, немощное и больное.
Это вовсе не означает, что нужно из-за этого гнушаться монашествующими или осуждать - ни в коем случае. Все мы немощные и больные, и бежать к Господу не можем, и идти не можем, ну хоть как-то ползем и испрашиваем помощь Божию на этом пути, чтобы хотя бы ползти в сторону Царствия Небесного.
Я это все пишу просто для того, чтобы смотреть на вещи, не идеализируя их. Святости в Церкви нашей православной хватает, но святость от Бога, а не от людей. В том, что касается людей, здесь мы все в большей или в меньшей степени хромаем.
Но помимо людей просто немощных, которые являются искренними христианами, однако не совершенны в чем-либо, в монастырях можно встретить и еретиков, и прельщенных, можно встретить и явных злодеев, волков в овечьих шкурах. Всех их можно встретить не только в монастырях, разумеется. Но просто человек новоначальный меньше всего ожидает встретить их в монастыре.
Многие, слава Богу ездят, и никогда не встречаются с такими. Но бывает, увы, люди встречаются и страдают от встречи вот с такими людьми. Поэтому здесь совет простой: если вы чувствуете, совесть подсказывает, что здесь что-то не то в этом монастыре, что-то не то вам говорят, то это чувство не спешите давить мыслями: ну они же монахи, им лучше знать... А лучше посоветуйтесь об этом со священником, который вас знает, которому вы регулярно исповедуетесь, или же просто он авторитетный для вас священник.
Расскажите: я был или была в таком-то монастыре, и там мне сказали то-то, как к этому относиться? Может быть, ваше смущение беспочвенно, тогда так священник вам и скажет. Но если даже они и были беспочвенны, то такая осторожность не повредит, и грехом не является.
Думаю, что многие монашествующие со мной тоже в этом согласятся.