Вы когда-нибудь задумывались о том, какая культура нас с вами окружает? Какие фильмы выходят в кинотеатрах? Какая музыка сейчас популярна? Выход каких игр с ажиотажем ждут все?
На самом деле, всё, что нас окружает — это закономерный процесс и результат эволюции общества, в котором мы живём.
Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое культурная парадигма, какое искусство нас с вами окружает, и почему мы живём в эпоху постмодерна.
В статье будут разобраны 3 культурных течения, а именно премодерн, модерн и постмодерн.
Хочу сразу оговориться, что существуют направления в архитектуре, живописи и других видах искусства, которые называются модернизм, постмодернизм и так далее. Это связано именно с художественной особенностью этих видов искусств. В этой статье мы поговорим именно о культурных парадигмах, которые имеют схожие названия (модерн, постмодерн), но иное значение.
Культурная парадигма — это модель образа жизни и способ мировосприятия определённой культурной эпохи.
Премодерн (традиция)
Всё началось с вопроса - "зачем я существую". Им задавались многие поколения до нас, и, вероятно, будут задаваться много позже. Нас же интересует период в истории, когда люди, поднимая голову к небу и вопрошая "зачем", сами для себя отвечали - "во имя Бога" или "во славу Творца". Премодерн — такой период в истории, который можно назвать "мир традиции". Это время Мифов, сакрального, божественного и жертвоприношений. Это время, когда люди верили в Богов, проживающих в космических плеядах, потому как другое мирообъяснение они пока не нашли. Это нормальная реакция человека на его появление в этом мире. Он не знает зачем, но задаётся вопросами и находит ответы для себя в религии, вере, Боге, мифах, архетипах или других историях. Человеку нужно знать для чего он существует и в какую сторону ему двигаться.
На вопрос "зачем", человек премодерна отвечает - "потому что я - часть большого замысла; потому что всё устроено по определённым законам; потому что меня оберегает Бог; потому что меня ждёт слияние с божественным абсолютом" и т.п.
Однако чем дальше человек начал отходить от эпохи премодерна, тем яснее люди начали осознавать, что "вчера было хуже, чем сегодня". Это связано с тем, что золотой век божественного постепенно начал отдаляться в прошлое. Поэтому человек начинает самостоятельно изучать всё, что происходит вокруг. Бог уходит на второй план, а на его место постепенно становится Человек Разумный, который обращается теперь к науке и технологиям, а не к устоявшимся мифам и традициям.
Модерн (научно-технический прогресс)
Люди наконец-то начали осваивать технологии. Ветхие избушки сменились домами из крепкого кирпича, города начали расти, а человечество, как локомотив, двигалось на пути к «светлому будущему».
Всё продолжается вопросом "зачем я существую" и человек модерна с гордостью отвечает на него: "во имя науки, технологического прогресса и общественного блага".
Будет не лишним обратить внимание, что мысли общества модерна это именно "завтра будет лучше" (вопреки премодерну), потому как технологии развиваются с небывалой скоростью. Человек начинает устраивать свою жизнь более комфортно и удобно для себя. Наконец он начинает искать ответ в науке о нашем происхождении (в это время появляется Теория эволюции Дарвина) и устройстве самого человека (Ричард Докинз и его эгоистичный ген). Происходит вытеснение религии с помощью научного метода и на его замену приходит атеизм. Однако на фоне такого технологического и научного подъёма наступает Первая Мировая Война (1914-1918 г.) В это время человек модерна, наконец, понимает, что научно-технический прогресс можно использовать не только во благо, но и во вред человечеству. Подтвердила это и Вторая Мировая Война.
Постмодерн (культурная депрессия)
Человек оказался в патовой ситуации. Во времена, когда Боги ходили по земле (т.е. премодерн) уже не вернуться. Завтрашний день, на самом-то деле не сулит ничего хорошего. Это подтверждают: войны, локальные конфликты, техногенные катастрофы, использование химического оружия и т.д. В 1914-м году в работе "Анализ кризиса европейской культуры" впервые употребляется слово "постмодерн", как нечто сменяющее модернистскую парадигму. Постмодерн охватывает почти весь 20-й век, медленно распространяясь по всей планете. Где-то он наступил раньше, где-то позже. По большей части это зависело от локальных моментов внутри страны. Россия чётко пересекла рубеж перехода от модерна к постмодерну после развала Советского Союза, который был символом прогресса и светлого будущего.
Снова обращаемся к вопросу "зачем я существую", и как ни странно человек постмодерна не может на него ответить.
А по существу, все начинают отвечать по-разному, не приходя к единому мнению. Это как раз фраза "у каждого свой смысл жизни". Постмодерн начинает дробить единую ценность на много мелких. Из-за того, что человек отказался от Бога и разуверился в научно-техническом прогрессе, остро встаёт вопрос смерти. Появляются философы-экзистенциалисты, которые напрямую задают вопрос "стоит ли жизнь того, чтобы её прожить" (Альбер Камю), а также пытаются описать душащее склизкое чувство Постмодерна после краха всех ценностей (Роман "Тошнота" Жан-Поль Сартр).
В культуре появляются такие художественные произведения, которые остро передают ощущение постмодерна. К примеру трилогия «Депрессия» Ларса фон Триера.
В песне группы Стрыкало "Ускользает", исполнитель произносит следующее: "Ускользает. Я не знаю где искать". И эта фраза одновременно является ответом человека постмодерна на вопрос - "где искать смысл".
Из по-настоящему культовых российских писателей выделяются Владимир Сорокин (роман Норма) и Виктор Пелевин (роман generation П), которые, несомненно, пишут про эпоху постмодерна.
И почти всё игровое комьюнити ждёт выход игры "Cyberpunk 2077". Суть киберпанка определяется формулой - «High tech, low life». И это является критикой устаревшего модерна, а по совместительству творение, вышедшее из эпохи постмодерна.
Таким образом, прямо сейчас весь мир переживает культурную депрессию и лучше всего это заметно в окружающем нас искусстве.
Подписывайтесь на канал, буду радовать вас подобными статьями.
Если вам понравилось - вот ссылки на другие мои статьи:
Какие философские вопросы могут поднимать видеоигры?
Что такое артхаус в кино и как его понимать?
Верлибр о русской тоске