В начале 2017 года Алекс Гибни прилетел в секретное место на западном побережье, чтобы встретиться с человеком по имени Гленн Симпсон. Всего за несколько недель до этого Симпсон, соучредитель исследовательской фирмы Fusion GPS, стал известен во всем мире благодаря своей роли в создании так называемого Досье Стила, в котором утверждалось, что между кампанией Трампа и российским правительством был заключен сговор для обеспечения безопасности. Президентская победа Трампа в 2016 году (среди гораздо более непристойных действий). Симпсон сказал Гибни, что он обеспокоен тем, что если с ним что-то случится, его версия истории может никогда не выйти наружу. Гибни, получивший "Оскар" режиссер-документалист, который уже изучал Россию, очень хотел это услышать. Всего несколько месяцев спустя результаты Fusion GPS легли в основу расследования Мюллера.
За последние 40 лет Гибни заработал репутацию автора некоторых из самых больших скандалов нашего времени: Enron, WikiLeaks, кровяной допинг Лэнса Армстронга, связи Эллиота Спитцера. Если кто и мог объяснить историю России и Трампа так, чтобы это было понятно другим, так это он. Итак, после их встречи Гибни приступил к работе над сериалом из двух частей «Агенты Хаоса», премьера которого состоялась на канале HBO в конце сентября. История, которую он рассказывает, может не отвечать на какие-либо нерешенные вопросы, но она объединяет персонажей, которые никогда раньше не появлялись в одной и той же истории, включая бывшего директора ФБР Эндрю Маккейба, бывших сотрудников Трампа Феликса Сатера и Картера Пейджа и, конечно же, Сам Гленн Симпсон. В совокупности они дают леденящее кровь представление о том, насколько далеко пошла Россия, чтобы посеять хаос в США в 2016 году, и о том, в какой степени кампания Трампа была готова помочь. Еще более пугающе: хотя серия может быть завершена, история еще далека от завершения.
В телефонном интервью перед премьерой сериала Гибни сказал мне, что, по его мнению, отчасти проблема того, как до сих пор рассказывалась история о России и Трампе, заключается в том, что «все хотели аккуратно связать ее». Его команда решила пойти по другому пути, чтобы «принять саму идею неопределенности. И как только вы примете эту идею, все концы с концами упускаются из виду по сути истории ». Суть этой истории, как рассказывает Гибни, состоит в том, что российское правительство хотело демонтировать американскую демократию, и они сделали это самым удобным способом, который имелся в их распоряжении: нами.
Это гораздо более запутанная история, чем бесчисленное множество теорий заговора, которые пытались объяснить события 2016 года, например, идея о том, что Трамп является активом России с 1980-х годов, или идея QAnon, все это часть заговора демократов из глубокого государства, которые Трамп, чтобы не разоблачить их клику педофилов. И именно об этом говорил Гибни. «По своей сути теории заговора - это способ объяснения необъяснимого», - сказал он мне. «Все идеально сочетается. Что ж, обычно вещи не сочетаются друг с другом идеально.
Agents of Chaos начинается с избрания Дональда Трампа в ноябре 2016 года, но быстро переключается на махинации в России, которые помогли ему победить. По сюжету фильма, он начался с загадочной организации под названием «Агентство интернет-исследований», или ИРА, где сотни интернет-троллей работают в неприметном здании на окраине Санкт-Петербурга. ИРА финансируется российским олигархом по имени Евгений Пригожин, ресторатором, которого называют «шеф-поваром Путина» за организацию питания президентских обедов, который также связан с Wagner Group, частным военным подрядчиком, вербовавшим солдат для сражений в Украине и Сирии . Другими словами, ИРА, по сути, функционирует как неофициальная, но очень мощная рука Кремля.
Еще в 2013 году эти русские тролли начали комментировать американские новостные сайты, блоги и другие каналы под вымышленными именами. Вскоре они создавали совершенно новые персонажи и создавали свои собственные профили в социальных сетях, накапливали последователей и стимулировали группы по обе стороны политического спектра со все более раскольническим контентом по всему, от 2-й поправки и отделения Техаса до прав ЛГБТК и темнокожих жизней. Миссия троллей, сформулированная в фильме исследователем кибербезопасности и дезинформации по имени Камилла Франсуа, заключалась, конечно, не в поддержке какой-либо из этих причин, а в использовании определенных племенных тенденций в американском населении и, в конечном итоге, в подавлении этих идеологических групп. друг против друга.
Недавние сообщения в New Yorker ставят под сомнение эффективность дезинформационных кампаний этих троллей и предполагают, что средства массовой информации США, возможно, преувеличили свое влияние, но ясно то, что они проникли в наши каналы и, по крайней мере, в некоторой степени, помогли направить национальную дискурс. Некоторые из них получили сотни тысяч подписчиков в Twitter и других платформах. Оперативники ИРА даже переезжали на время в Соединенные Штаты, чтобы лучше формировать свои сообщения с все более тонким пониманием американской культуры и регионального мышления. В результате, по словам Гибни, русским не нужно было взламывать избирательные компьютерные системы США, хотя у них были для этого средства. Они проникли в наши умы.
Гибни объединил усилия с легендарным репортером-расследователем Лоуэллом Бергманом, у которого были контакты и ресурсы, чтобы нанять команду независимых журналистов в России для изучения ИРА и ее гнусных кампаний по дезинформации, которые включали якобы американские группы в Facebook и веб-сайты, такие как SecuredBorders и Blacktivist. Оттуда они проследили за многочисленными нитями к гораздо более изощренным попыткам кибершпионажа со стороны российских сторон и их коллег в США. Гибни сказал мне, что его команда начала работать над «Агентами Хаоса», не зная, к чему это может привести. Конечный продукт - это самый разрозненный фильм, который он когда-либо делал, он пытается рассказать не одну историю, а сразу несколько историй, некоторые из которых никуда не ведут, а некоторые пересекаются крайне тревожным образом. Это, мягко говоря, громоздко. И в то же время эффективно и увлекательно.
Это также не означает, что «Агенты хаоса» предлагают исчерпывающий указатель каждого поворота и поворота. «Я уверен, что мы упустили некоторые вещи, и есть определенные части истории, которые мы особо не вникаем», - сказал мне Гибни. «Но я думаю, что со временем, с точки зрения создания сказки, вы будете использовать части истории, которые вы можете получить, и команду, которую стоит исследовать». Например, Гибни решил не слишком пристально смотреть на Джорджа Пападополуса, одного из первых советников Трампа по внешней политике, чьи растрепанные губы заставили ФБР начать наблюдение за агентами кампании на предмет любых признаков сговора с иностранными интересами, не говоря уже о том, что в 28 лет он все еще жил с его родители и его резюме были настолько незначительными, что в нем была строчка для «Модель ООН». И он не мог получить доступ к Майклу Коэну, Джеймсу Коми или Роберту Мюллеру, хотя и пытался. «Многие люди очень заинтересованы в том, чтобы рассказывать свои истории только в контексте их собственного рассказа», - сказал Гибни.
Но он все же получил Картера Пейджа, еще одного советника Трампа по внешней политике, который продемонстрировал, как и все остальные, что кампания Трампа на самом деле не была заинтересована в создании опытной команды политических чудаков, а просто нуждалась в группе теплых тел, чтобы выступить эксперты. «Он не совсем представлял лучшие и самые блестящие мысли по вопросам, связанным с Россией», - сказал Гибни о Пейдж. «Он был единственным человеком, которого они могли достать. То же самое и с Пападополусом ». И все же ФБР также считало, что Пейдж был в сговоре с русскими; он, может, и был шутом, но хитрым.
По словам Гибни, для Пейджа фильм стал возможностью «показать, как над ним оскорбляли». Пейдж не добился успеха, но это только добавляет новое измерение в сказку. «Я всегда стараюсь найти людей со всех сторон истории», - сказал мне Гибни. «Я не хочу говорить« обе стороны », потому что это больше похоже на девять сторон. А Картер Пейдж был очаровательным персонажем ». Не менее интересен Феликс Сатер, бывший заключенный и российско-американский бизнесмен, который в 2015 году выступил посредником в сделке с Trump Tower Moscow, которая принесла Сатеру и Трампу целых 100 миллионов долларов (впрочем, как и многие финансовые претензии Трампа. , эта цифра оспаривается). В фильме Сатер утверждает, что Трамп мог позволить себе собрать такую шутовскую команду советников, потому что он никогда не ожидал победы на выборах; он просто хотел дать толчок развитию бренда Трампа.
Помимо Эндрю МакКейба, Гибни также провел обширные интервью с другими высокопоставленными офицерами разведки, такими как бывший директор ЦРУ Джон Бреннан и Селеста Уолландер, бывший директор Совета национальной безопасности при президенте Обаме. Одно из самых больших интервью, которое он забил, было с Эндрю Вайсманном, ведущим обвинителем в команде специального советника Роберта Мюллера, который опоздал на проект, но сильно повлиял на обе части фильма. Гибни сказал мне, что Вайсманн не только дает представление о расследовании Мюллера, но и делает это в контексте Манафорта, который, конечно, был руководителем кампании. Значит, это была двойка ". В книге Вайсманна «Где заканчивается закон: изнутри расследования Мюллера» он пишет, что команда могла бы сделать больше, чтобы исследовать связи между кампанией и Россией, и характеризует Мюллера как чрезмерно осторожного и застенчивого. Гибни вызвал подобную откровенность у Вейсманна в «Агентах хаоса».
Но, пожалуй, самое захватывающее и тревожное интервью в документальном фильме - с Маргаритой Симоньян, главным редактором RT, государственной медиакомпании, которая, по сути, служит пропагандистской машиной для российского правительства, замаскированной под легитимные новости. агентство. Симонян смеется над идеей вмешательства России. «Если разведывательное сообщество самой могущественной страны мира настолько невежественно, мир окажется в большой беде», - говорит она в фильме. Она производит впечатление совершенно искренней, «и здесь вы входите в зеркальный зал», - сказал Гибни о Симоняне. «Насколько она пленница собственных убеждений и сколько крутится от имени Путина? Она явно крутится, но делает это очень элегантно и иногда убедительно, что нас почти смущает. Это еще одна часть истории, которая меня так тревожит ».
Короче говоря, часто невозможно сказать, кто действовал добросовестно, у кого были скрытые мотивы, а кто был скомпрометирован настолько, что даже не знал, выполняли ли они чьи-то приказы, а именно Владимира Путина. И, возможно, по мере того, как сообщения о российском вмешательстве снова растут, различия остаются спорными. «Русские тролли не привнесли ничего нового в нашу кровь», - сказал Гибни, цитируя выводы Камиллы Франсуа. «Все, что они сделали, это вскипятили кровь, которая уже была здесь. Это политическое джиу-джитсу ». Или, как сказал Джошуа Яффа в The New Yorker: «Что, если, позаимствовав старый образ из фильмов ужасов, звонок идет из дома?»
Гибни сказал мне, что было правильным закончить фильм сейчас, накануне выборов 2020 года, хотя потенциально это могло продолжаться вечно. Только последние шесть месяцев показали, что самые могущественные агенты хаоса среди нас - это не кто иной, как нынешние хранители американской демократии. И здесь возникает главный вопрос: был ли 2016 год отклонением от нормы или началом нашей кончины как суверенного государства? «Мы узнаем ответ через несколько недель», - сказал Гибни. «Это страшный момент в этой стране, и я надеюсь, что мы все правильно поняли. Потому что, если мы этого не сделаем, это будет некрасиво ».