На западном побережье Индии в штате Гуджарат расположен всемирно известный Аланг. Последнее пристанище 40 % отработавшего свой век мирового флота. Успеху судоразборки в Аланге способствует 10-метровая высота здешних приливов, при которых пологое дно позволяет на полном ходу загнать пароход максимально далеко в берег. Кроме того в Аланге круглый год хорошая погода, а точно прогнозируемые тайфуны и цунами не причиняют вреда береговой инфраструктуре.
Наиболее экономичный и популярный способ утилизации судна: на разборку транспорт отправляется с навалочным грузом (руда, уголь, металолом). Как правило - своим ходом. После выгрузки в порту назначения судно по цене судового лома продают фирме-посреднику. Военные корабли приходят в Аланг при помощи морского буксира без вооружения, боезапаса и секретного оборудования. Так же доставляются аварийные суда и суда рыбопромыслового флота.
Технологический процесс утилизации судов (кораблей) в Аланге:
1.В часы прилива суда (корабли) на полном ходу носом к берегу выбрасываются на отведенный участок. После отлива в течение недели идет вырезка цветных металлов, демонтаж медных кабелей.
2. Далее снимается все годное к дальнейшему употреблению – двери, замки, части двигателей, кровати, матрасы, камбузные комбайны и спасательные жилеты. Все это идет на склады.
3. К борту судна ставят леса и газорезчики вертикальными резами делят корпус на секции по поперечным в/н переборкам так, чтобы отрезанные отсеки сохраняли плавучесть.
4. При следующем приливе полученные секции подтягивают к берегу лебедками, где их разрезают на крупные блоки.
5. Блоки вытягивают на берег для окончательной разрезки на
лом. Тянут лебедками или вручную канатами.
6. Металлолом вывозят сразу в переплавку или на накопительные площадки.
По некоторым данным, в Аланге функционирует 400 площадок по разделке 1500 судов в год. Рабочие Аланга работают с 8 часов до 18 часов 30 минут с получасовым перерывом на обед и одним выходным. За месяц рабочий получает < $50 долларов, бригадир – $65 долларов. Газорезчик или лебедчик получает $200. Greenpeace и Human Rights Watch утверждают, что ежегодно на Аланге гибнет по 50-60 рабочих.
Сегодня «Alang ship-breaking yard» - верфи Аланга - это крупнейшее в мире предприятие, специализирующиеся на утилизации судов и отвечающее требованиям IMO.
Для широкого круга читателей: в мире кроме Аланга последними портами назначения для пароходов служат Читтагонг (Бангладеш), Гадани (Пакистан) и Алиага (Турция).
Источники: WN alang.com