Особенности познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи имеют качественно разнородную структуру ~ от минимальных нарушений высших психических функций до выраженной недостаточности ВПФ. Стойкость проявлений и степень выраженности когнитивных нарушений в данном случае зависит от причин (органические или социальные) и характера речевого дефекта. В структуре нарушения познавательной деятельности у детей с ОНР отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного.
Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем - фонематического восприятия. Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи. При этом не всегда отмечается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. В ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Тем не менее, здесь наблюдается определённая пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. И чем меньше «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Развитие же самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребёнка (Г.Ф. Сергеева (1973 г)).
Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета. Дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, представленных хаотично. В связи с этим многие дети с ОНР оказываются не готовыми к овладению письмом (А.П. Воронова (1993), Е.Н. Мастюкова (1976), Т.М. Пирцхадайшвили (1975), Э.Л. Фегередо, Л.С. Цветкова (1975)).
Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в ориентировке в направлениях пространства, обозначающих местонахождение объекта («справа» - «слева»), при определении пространственных отношений между предметами, при вербализации пространственных представлений. У них также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий). Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека: изображения отличаются примитивностью и малым количеством деталей, а также наличием специфических оптико-пространственных нарушений (у детей с алалией). Значительная роль пространственных нарушений выражается в стойкости расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии) и нарушениях счёта. Однако пространственные нарушения у детей с ОНР характеризуются определённой динамичностью, тенденцией к компенсации (Е.М. Мастюкова (1996)).
Внимание у детей данной категории характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Стабильность темпа деятельности у детей с ОНР имеют тенденцию к снижению в процессе работы. Обнаруживаются различные проявления произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительный или слуховой): детям гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной.
Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с тяжёлой речевой патологией оказывается очень трудной задачей: у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми (Ю.Ф. Гаркуша, О.Я. Усанова (1985)).
Исследования мнестической функции у детей с ОНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех-ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. При этом, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций. Однако при имеющихся трудностях в протекании мнестических процессов у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания (Л.И. Белякова (1991), И.Т. Власенко (1990), Ю.Ф. Гаркуша (1991), Г.С. Гуменная (1991), У.Н. Усанова (1991), Э.Л. Фегередо (1991)).
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, обобщением.
На процесс и результаты мышления у детей с ОНР влияют низкий объём сведений об окружающем, свойствах и функциях предметов действительности, недостаточность самоорганизации речевой деятельности. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Для многих детей с общим недоразвитием речи характерна также регидность мышления (И.Т. Власенко (1990), В.А. Ковшиков (1989) , Ю.А. Элькин (1989)).
Нарушения мышления у детей с ОНР неоднородны как по степени выраженности, так и по характеру. Показатели невербального интеллекта в ряде случаев могут соответствовать норме. Может отмечаться незначительное снижение наглядных форм мышления, связанное с тяжестью речевого дефекта (Л.И. Переслени (1993), Т.Н. Синякова (1982), У.Н. Усанова (1982), Т.А. Фотекова (1993)). В ряде случаев, своеобразие мышления не связано с речевыми трудностями и не зависит от них. (Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова, Т.Н. Волковская (2009 г)).
Учет особенности взаимодействия нарушений мышления и речи в структуре дефекта при ОНР имеет диагностическое и прогностическое значение, определяя дифференцированный подход в ходе коррекционного воздействия.
Проблемы речевого развития влекут за собой задержку в развитии воображения. Дети данной категории по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников. Для них характерно использование штампов и однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу. В целом для детей с речевым недоразвитием характерны инертность, быстрая истощаемость процессов воображения, недостаточность пространственного оперирования образами (комбинаторных функций). Ответы детей по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображённых предметов, либо носят форму короткого предложения. Имеющееся у детей речевое недоразвитие (бедный словарный запас, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создаёт серьёзные препятствия для словесного творчества детей (В.П. Глухов (1994 г)).
У части детей с ОНР отмечается соматическая ослабленностьи замедленное развитие локомоторных функций. Отставание в развитии двигательной сферы, характеризуются плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно- временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, недоразвитие общей и мелкой моторики (И.Ю. Левченко, Н.Т. Павловская, В.И. Селивёрстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).