Когда мы слышим фразу «автомобиль президента», то непременно представляем себе неприступный бронированный лимузин. Действительно, сегодня автомобили для первых лиц страны представляют собой, по сути, танки на колесах с кучей систем поддержания жизнедеятельности в форс-мажорных ситуациях. Но так было не всегда. Еще каких-то полвека назад считалось в порядке вещей руководителю государства разъезжать на кабриолете...
До 60-х годов прошлого века президенты использовали для поездок преимущественно незащищенные автомобили. И только после убийства Кеннеди в 1963 году все активнее стали пересаживаться на бронированные лимузины. Это событие послужило своего рода рубиконом и разделило президентские автопарки на «до» и «после». Впоследствии президенты США уже никогда не использовали стандартные автомобили в качестве официального транспорта. Да и по всему миру государственные лидеры, словно осознав свою уязвимость, стали уделять больше внимания собственной безопасности.
Немного истории
Автомобили первых лиц Советского Союза
Впрочем, в СССР это осознали гораздо раньше, у «вождя народов» Иосифа Виссарионовича Сталина бронированный ЗИС-115 появился еще в конце 40-х и за два года — с 1948-го по 1949-й — было выпущено 32 таких автомобиля для правительственного автопарка.
Первый советский бронированный автомобиль представлял собой лимузин с бронезащитой, бронестеклами и специальными пулестойкими шинами. Любопытное инженерное сооружение, в котором были применены уникальные на тот момент технологии. Бронекапсула и усиленное шасси обшиты обычными кузовными панелями. «По кругу» установлены 75-мм бронестекла. Чтобы опускать их, в дверях предусмотрены специальные гидравлические домкраты, а форточки приоткрывались вращающимися ручками с редукторным механизмом. Автомобили имели массу от 4 до 7 тонн, при том что стандартный ЗИС-110 весил «всего» 2,5 тонны. Не исключено, что существовали автомобили с разной степенью бронезащиты. В дальнейшем Никита Сергеевич Хрущев пересел в обычный лимузин. И в СССР бронированные легковые автомобили не производили вплоть до 1983 года.
Да, с приходом к власти Хрущева бронированные машины исчезли. Автор «оттепели» позиционировал себя открытым руководителем и порой передвигался на кабриолетах, например, встречая космонавтов. После судьбоносного XX съезда, известного разоблачением культа личности Сталина, ЗИС превратился в завод имени Лихачева, а Хрущев пересел на новый ЗИЛ-111. Для встречи почетных гостей использовался ЗИЛ-111В с открытым верхом. Именно эта машина везла в 61-м году Юрия Гагарина в Кремль.
После убийства Кеннеди президентский Lincoln отправили в мастерскую Hess & Eisenhardt на переделку. Автомобиль заново бронировали, установили пуленепробиваемые стекла и крышу, после чего он опять попал в президентский автопарк, где и прослужил до 70-х годов. А затем его передали в музей Форда, где он и демонстрируется до сих пор.
Королева Великобритании редко прячется за броней
Но не все после убийства Кеннеди перешли к закрытым и максимально защищенным автомобилям. Были и исключения. Одно из самых явных — королева Великобритании, которая и 60 лет назад, и до сих пор активно пользуется церемониальными открытыми автомобилями и не боится покушений. Компания Land Rover еще в 50-х годах стала поставщиком автомобилей для королевского автопарка. Сначала Елизавета II появлялась перед войсками на парадах в обычном Ленд Ровере. Но вскоре по спецзаказу для нее сделали церемониальные автомобили. Они изготовлялись штучно для публичных выездов членов королевской семьи. Такие открытые автомобили, разумеется, не были бронированными и окрашивались в специальный темно-красный (ближе к «баклажановому») цвет, не подлежали регистрации, а следовательно, не имели номерных знаков.
Один из этих Land Rover 1954 года выпуска, созданный на основе Series I, участвовал в путешествии королевы и принца Филиппа по колониям, предпринятом после коронации. Между странами и континентами автомобиль перелетал на самолетах королевских ВВС, а весь маршрут составил 80 тысяч километров. В течение полугода королева на своем автомобиле посетила Новую Зеландию, Австралию, Азию и Африку. Второй церемониальный автомобиль 1958 года на шасси Series II оставался в резерве, поэтому сохранился практически в первозданном состоянии.
Сейчас королева продолжает использовать церемониальные автомобили, но уже на основе более шикарных Range Rover. В частности, в день празднования своего 90-летия она совершила парадный выезд на одном из таких Рэйнджей с открытой задней частью кузова и поручнями. Специальная модификация State Review с удлиненной колесной базой оснащена дизельным гибридным двигателем, способным определенное время работать исключительно на электрической тяге. Уникальную версию флагманского внедорожника для королевы разработала дизайн-студия Land Rover при участии подразделения Jaguar Land Rover Special Vehicle Operations.
Для повседневных выездов королевы использовались небронированные Роллс-Ройсы, Даймлеры или Бентли с заказными кузовами. Даже любимый парадный лимузин королевы Rolls-Royce Phantom VI 1970 года выпуска со стеклянным сегментом задней части крыши тоже не был бронированным. И только с недавнего времени автомобили королевы получили сравнительно легкую защиту. Два специальных Bentley с оригинальными кузовами, выпущеные в 2002 году, уже имеют бронированные стекла и противоминную защиту пола.
Наши дни
США и Россия
Теперь уже бывший президент США — Барак Обама, разумеется, защищен гораздо надежнее, и это не удивительно, учитывая, что бюджет секретной службы, охраняющей президента, вырос в 350 (!) раз и достиг 1,92 млрд долларов в год. Впрочем, и за судьбу нового президента переживать вряд ли стоит. Общее число агентов секретной службы составляет 3200 человек, из них более 300 охраняют непосредственно главу государства и его семью.
Президентский лимузин стоит полтора миллиона долларов. Не сложно определить, кто же больше опасается нападения, достаточно даже визуально сопоставить автомобили двух президентов — Барака Обамы и Владимира Путина. Если Mercedes Путина — тоже серьезно бронированный — все же сделан на основе обычной модели S600 Pullman, то Cadillac Обамы не имеет с серийными автомобилями ничего общего. Это полностью сделанный специально броневик, максимально защищенный на все деньги и по последнему слову техники. Толщина бронированных дверей лимузина Обамы составляет 20 см, а стекол — 13 см. На автомобиле Путина броня, соответственно, 6 и 4 см.
Однако двигатель на лимузине американского президента почти серийный — 330-сильный турбодизель объемом 6,6 л. Почему турбодизель? Видимо, из соображений надежности, у мотора лучше тяга, а солярка горит гораздо хуже бензина. Но даже если она загорится, в бронированном топливном баке предусмотрена автономная система пожаротушения. Броня кузова 7-тонного лимузина — это не просто стальной лист, а комбинация твердосплавной стали, алюминия, титана и керамики. Такой «сэндвич» способен защитить от прямого попадания реактивного снаряда! В салоне есть все не только для максимального комфорта, но и системы жизнеобеспечения на любой случай: спецсвязь, отсеки с оружием для отражения возможного нападения, баллоны с кислородом на случай газовой атаки и даже сыворотка крови необходимой группы для переливания прямо на борту, если понадобится. Максимально долго оставаться на ходу помогут специальные «непробиваемые» колеса и шины. Покрышки, усиленные углеволокном, в десятки раз прочнее обычных, но даже в случае их полного разрушения продолжать ехать можно прямо на дисках.
Многое из перечисленного применяется и в лимузине президента России, но броневик американского президента все же гораздо более мощный в плане защиты. Несколько лет назад и в России дали старт разработке нового проекта правительственного лимузина, получившего название «Кортеж». Его осуществляет институт НАМИ и даже проектирует уникальный для российского автопрома 800-сильный 12-цилиндровый двигатель. Об остальных подробностях проекта говорить пока рано, хотя ждать его воплощения осталось совсем немного. И уж точно мы должны увидеть новый лимузин во время инаугурации нового президента России в 2018 году. К тому же сроку, скорее всего, подоспеют внедорожники и микроавтобусы сопровождения проекта «Кортеж», подробностей о которых еще меньше.
Примечателен тот факт, что лидеры США и России возят свои автомобили в зарубежные поездки, не доверяя автопаркам принимающей стороны. Причем обычно доставляют не только машину первого лица, но и все сопровождающие колесные единицы. Кстати, в зарубежные поездки Владимир Путин часто берет Pullman прежнего поколения, упакованный в кузов S-класса W220, который все еще служит в ГОНе.
Современные автомобили иностранных лидеров
Автомобили руководителей европейских государств заметно проще в плане защиты и представляют собой весьма пестрый автопарк. Здесь, как правило, не используют «заказные» лимузины, предпочитая продукцию отечественного автопрома, причем если и бронированную, то по сравнительно легкому классу.
Франция
Французские президенты еще со времен Шарля де Голля ездят в основном на Ситроенах. Но и другие марки французского автопрома — Peugeot и Renault — в разное время были замечены в президентских автопарках. Если у Николя Саркози был довольно солидный Citroen C6, то его преемник Франсуа Олланд пересел на более демократичный Citroen DS5, вообще построенный на платформе Peugeot 307. Впрочем, в ту пору в модельной линейке марки, да и всей французской автопромышленности, не было современного автомобиля представительского класса. Президентский DS5 — это передний привод, гибридная силовая установка, почти однообъемный кузов и …никакого бронирования — казалось бы, полная противоположность привычному образу современного «президентского» автомобиля. Зато есть огромная панорамная крыша с открывающимся люком, через который президент может поприветствовать народ.
Чехия
Но есть в Европе президентские автомобили еще демократичнее. Президент Чехии Милош Земан и вовсе пользуется стандартным Skoda Superb, хоть и в максимально возможной комплектации Laurin&Klement. Просто, патриотично и не слишком затратно для бюджета. Впрочем, часть характеристик машины, разумеется, засекречена. Поэтому однозначно отрицать возможную броню стекол и наличие спецсвязи в машине нельзя.
Германия
Немецкий канцлер Ангела Меркель уже долгое время ездит на Audi A8 Lang. Это бронированный седан с 5-сантиметровыми стеклами, пуленепробиваемыми шинами и противоминной защитой нижней части. Но если сравнивать этот «арсенал» с таковым на лимузине Обамы, то уровень безопасности окажется намного скромнее. Кстати, а почему Меркель не использует Mercedes или BMW, еще более привычные в таком амплуа? Вот это — тайна, покрытая мраком, и, возможно, секреты закулисья госзакупок. Вряд ли госпожа канцлер сама настаивала на том, чтобы это был непременно Audi. Вполне вероятно, что ей все равно, какой немецкой марки будет ее спецмобиль. Но не исключено, что у концерна Volkswagen в правительстве сильное лобби.
Швеция
Европейские монархи — особая категория элиты, обычно не имеющая реальных рычагов власти в государстве. И автопарки у них, как правило, необычные и весьма ностальгические. Так, например, король Швеции Карл XVI Густав для повседневных поездок использует удлиненный седан Volvo S80, а на официальные церемонии выезжает на британском лимузине Daimler DS420 1968 года, оригинальную внешность которого по достоинству оценить смогут, наверное, только англичане. При этом король Швеции знает толк в дорогих автомобилях и известен как коллекционер спорткаров.