С 1 января 2021 года споров в магазинах станет больше - вступают в силу изменения в законодательство о защите прав потребителей. Такие изменения реально касаются каждого. И, конечно, лучше быть готовыми к ним заранее. В этой статье мы попытаемся разобраться: какие изменения ждут потребителей в новом году и чего от них ожидать?
В сентября 2020 года на портале законодательных инициатив появилось сразу два проекта, которые разом вносят изменения в самую, пожалуй, чувствительную область права - законодательство о защите прав потребителей.
Изменения предлагается внести сразу во все главные акты в этой сфере: Закон о защите прав потребителей (в статью 16), а также полностью заменить постановление правительства № 55 (правила продажи отдельных видов товаров) и постановление правительства № 612 (правила торговли дистанционным способом).
Изменений много, а комментариев к ним еще больше. Поэтому в первой части этой статьи мы рассмотрим изменения, которые вносятся в Закон, а во второй - в постановления.
Что нового в Законе о защите прав потребителей?
Требований к договору между продавцом (исполнителем) и потребителем становится больше. На сегодняшний день закон предъявляет 5 требований:
- договор не должен ущемлять права потребителей по сравнению с правами, предоставленными законом;
- если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению продавцом (исполнителем) в полном объеме;
- недопустимо продавать один товар (услугу) "в нагрузку" к другому;
- в течение гарантийного срока требования потребителя надо удовлетворять без каких-либо дополнительных условий;
- нельзя навязывать дополнительные работы или услуги и требовать их оплатить.
Так вот, к этим 5 требованиям предлагается добавить еще 12:
- продавец (исполнитель) не может отказаться от договора в одностороннем порядке, а
- потребитель может отказаться от договора в случаях, предусмотренных законом, и ограничить его в этом праве нельзя. Например, нельзя установить штраф за такой отказ;
- нельзя ограничить право потребителя на подачу иска в суд по месту жительства;
- продавец (исполнитель), который взял на себя обязательства сверх тех, что прописаны в Законе, не может от них отказаться;
- продавец (исполнитель) обязан принимать оплату от потребителя как наличными, так и картой МИР;
Данное требование обязательно только для продавцов (исполнителей) с выручкой более 20 миллионов рублей в год
6. нельзя снизить размер законной неустойки
законная неустойка составляет 1% в день по требованиям, связанным с продажей товаров, 3% в день по требованиям, связанным с оказанием услуг (считая от стоимости товара или услуги):
7. нельзя прописать в договоре основания для расторжения договора продавцом (исполнителем), которые не предусмотрены законом
ВАЖНО: досрочное расторжение договора и отказ от договора - разные понятия. И то, и другое дает возможность прекратить действие договора, но в разном порядке:
Отказ от договора - по инициативе одной из сторон во внесудебном порядке.
Расторжение договора - по инициативе одной из сторон, но лишь в судебном порядке. Законом предусмотрены следующие основания досрочного расторжения договора по инициативе продавца (исполнителя):
- туроператор может потребовать расторжения договора в случае, если в стране, куда направляется турист, небезопасно (ст. 14 Закона "Об основах туристской деятельности");
- банк может расторгнуть договор банковского счета, если на счету меньше денег, чем предусмотрено договором либо если по счету нет операций в течение года (п. 4 ст. 859 Гражданского кодекса)
8. нельзя заставить потребителя обращаться с претензией прежде, чем пойти в суд, если досудебный порядок не предусмотрен законом;
Досудебный порядок обязателен для потребителя в следующих спорах:
- при желании изменить или расторгнуть договор через суд (ст. 452 Гражданского кодекса). Однако, отказаться от договора можно в любой момент, уведомив об этом продавца (исполнителя);
- в спорах, связанных с договорами финансовых услуг (банковские депозиты, кредиты, брокерские договоры и т.п.). ВАЖНО: Такие претензии потребитель обязан направить не в банк, а финансовому омбудсмену (ст. 25 Закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг");
- споры по ОСАГО (Закон об ОСАГО);
- споры о перевозке грузов и пассажиров (кроме перевозок пассажиров железнодорожным и воздушным транспортом);
- споры с туроператорами (Закон "Об основах туристской деятельности");
- споры с Почтой России (ст. 37 Закона "О почтовой связи");
- споры с операторами связи (ст. 55 Закона "О связи")
9. потребитель вправе сам выбирать, какое именно требование предъявить продавцу (исполнителю) при обнаружении недостатков товара (услуги) по качеству, и договор не может ограничить его в выборе
Потребитель вправе по своему усмотрению потребовать возврата денег, уменьшения цены или устранения недостатков. Также можно потребовать заменить товар или, в случае с услугами, возместить расходы на устранение недостатков своими силами. (статьи 18 и 29 Закона о защите прав потребителей соответственно)
10. нельзя ограничить потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав
Свои требования потребитель вправе предъявить продавцу, в Роспотребнадзор, в прокуратуру или в суд
11. нельзя обязать потребителя доказывать в спорах то, чего потребитель не должен доказывать по закону
Например, по закону потребитель не обязан за свой счёт проводить экспертизу товара, чтобы доказать причину его поломки (ст. 18 Закона о защите прав потребителей)
12. нельзя включать в договор "иные условия, нарушающие закон"
Но и это еще не всё!
Отныне потребитель сможет потребовать от продавца (исполнителя) убрать из договора условия, которые ему не нравятся. Продавец, впрочем, не обязан такие условия исключать, но обязан ответить покупателю в течение 10 дней. То есть, стандартная ситуация, когда покупателю дают подписать типовой договор, в который невозможно внести изменения, перестает быть актуальной.
Вишенка на торте: персональные данные
Предлагается внести в Закон о защите прав потребителей изменения, согласно которым
Продавец (исполнитель) не вправе отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.
Если потребитель не желает указывать свои персональные данные, то он вправе потребовать разъяснений: почему без его данных невозможно заключить или исполнить договор? Такие разъяснения продавец (исполнитель) обязан предоставить в течение 7 дней.
Значит ли это, что заказывая, например, товар в Интернет-магазине можно не указывать своего имени, номера телефона, адреса?
Не совсем.
Дело в том, что в Правилах продажи товара дистанционным способом (в новой редакции, п. 18) сказано, что продавец обязан заключить договор только тогда, когда возможно достоверно определить, кто покупатель.
Что с адресом? Ведь достоверно определить, кто покупатель, можно и без адреса. А доставить товар, не зная адреса, невозможно...
Этот вопрос не имеет ответа. По крайней мере, до тех пор, пока не сформировалась судебная практика. Полагаем, что стоит руководствоваться ст. 316 Гражданского кодекса:
обязательство предпринимателя передать товар или иное имущество должно быть исполнено в месте изготовления или хранения имущества, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства
То есть, не указал адрес при заказе в Интернете - забирай товар сам. Адреса интернет-магазинов обычно указываются на их сайтах.
Чувствуется, однако, что споров по этому поводу после вступления нововведений в силу не избежать...
Каждый может повлиять на содержание новых норм!
В этом канале мы, как правило, обсуждаем нормы права, уже вступившие в силу. Но этот случай особый. Нормы еще проходят общественное обсуждение. А это значит, что каждый из нас может внести свои комментарии и предложения.
Если после прочтения данной статьи у вас остались вопросы и предложения к содержанию новых норм о защите прав потребителей, их можно адресовать напрямую разработчикам. Возможно, какие-то из них будут учтены. Чем больше будет комментариев, тем труднее их проигнорировать. Я, например, оставил свой комментарий к положению о персональных данных, жду ответа.
Для участия в обсуждении проекта необходимо зарегистрироваться на портале законодательных инициатив. Сделать это не сложнее, чем зарегистрироваться в любом интернет-магазине. Или можно зайти через Госуслуги.
Сколько еще продлится обсуждение - неизвестно. Полагаю, закроется в середине октября 2020 года. Так что если вы читаете эту статью позже, увы:( Но у вас остаётся возможность поучаствовать в обсуждении иных значимых законопроектов. А я буду по возможности оперативно публиковать здесь информацию о подобных проектах и свои комментарии к ним.
В этой части мы рассмотрели только часть грядущих изменений. Во второй части рассмотрим остальные, в частности, касающиеся покупок в Интернете. Обязательно переходите по ссылке. И подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ничего важного. Вместе мы сделаем правовую действительность лучше!