Найти тему
Весь мiръ.

Кто вы, генерал Стессель?

Оглавление

О нём слышали все, кто хотя бы немного изучал историю России.

Причём, однозначно в негативном контексте.

В самом деле, какие ассоциации возникают, когда вы слышите: «генерал Стессель»?

Не самые лучшие: «бездарность», «предатель», «сдал японцам Порт-Артур»…

Можно бы и продолжить, но довольно и этого!

Попробуем разобраться.

Curriculum Vitae

Барон Анатолий Михайлович Сте́ссель (von Stößel) родился 28 июня (10 июля) 1848 года в Санкт-Петербурге в семье офицера, остзейского дворянина.

Учился в 1-й Санкт-Петербургской военной гимназии и 1-м Павловском военном училище, по окончании которого был произведён в подпоручики (1866).

Анатолий Михайлович Стессель
Анатолий Михайлович Стессель

В 1877–1878 годах участвовал в русско-турецкой войне.

Командир полков: 9-го стрелкового (1892–1897), 16-го Ладожского пехотного (1897), Ростовского и 44-го Камчатского пехотного (1897–1899).

Участвовал в подавлении Боксёрского восстания (1900–1901) в должности командира 3-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады (1899–1903). При взятии Тяньцзиня был ранен и — это важно для нашего рассказа! — контужен.

Затем командовал 2-й пехотной дивизией (1903–1903).

Награды: орден Святого Георгия 4-й степени; орден Святого Георгия 3-й степени; орден Святого Станислава 3-й степени; орден Святой Анны 3-й степени: орден Святого Станислава 2-й степени с мечами; орден Святой Анны 2-й степени; орден Святого Владимира 4-й степени; орден Святого Владимира 3-й степени; орден Святого Станислава 1-й степени с мечами; орден Святой Анны 1-й степени; медаль «В память русско-турецкой войны 1877–1878»; медаль «В память коронации императора Александра III»; медаль «В память царствования императора Александра III»; медаль «В память коронации Императора Николая II»; медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения»; медаль «За поход в Китай»; орден «За храбрость» 4-й степени (Болгария); орден Красного орла 2-й степени с мечами (Пруссия); орден Восходящего солнца 2-й степени (Япония); орден Pour le Mérite (Пруссия). Во Франции (впрочем, частным образом) была отчеканена медаль «Защитникам Порт-Артура», украшенная фамилией «Стессель».

Русско-японская война

И вот — главное: 12 августа 1903 года А. М. Стессель назначен исполняющим обязанности коменданта крепости Порт-Артур. А 14 февраля 1904 года он становится начальником Квантунского укреплённого района.

Карта Квантунской области
Карта Квантунской области

…Несчастная русско-японская война богата военными неудачами и просто недоразумениями.

Порт Дальний (Далянь) в 30 километрах от Порт-Артура был сдан без боя японцам 16 (29) мая 1904 года, при этом в руки противника попали десятки складов, железнодорожное хозяйство со всем имуществом и мастерскими, 50 (!) транспортных судов, большие запасы угля и продовольствия, воинское снаряжение... Эти трофеи японцы использовали с большой пользой для себя, а Порт Дальний они превратили в базу для своих миноносцев.

Далее был Порт-Артур.

Скажем сразу: порт-артурская эпопея произвела тяжёлое впечатление на всю Россию. А ещё точнее: её отнюдь не победоносное завершение!

Крепость отбила четыре штурма.

А. М. Стессель получил предписание от главнокомандующего генерала А. Н. Куропаткина выехать Порт-Артура, однако Стессель попросил разрешения остаться в Порт-Артуре, то есть добровольно остался на передовой.

И, заодно уж, к вопросу о пораженческих настроениях. Читайте:

«Приказ по войскам Квантунского укреплённого района.

4 августа 1904 года. № 496.

Славные защитники Артура!

Сегодня дерзкий враг через парламентёра, майора Мооки, прислал письмо с предложением сдать крепость. Вы, разумеется, знаете, как могли ответить русские адмиралы и генералы, коим вверена часть России; предложение отвергнуто. Я уверен в вас, мои храбрые соратники, готовьтесь драться за Веру и своего обожаемого Царя. Ура! Бог всесильный поможет нам.

Генерал-лейтенант Стессель».

Здесь нет смысла подробно описывать порт-артурскую эпопею, огромное количество этих материалов имеется в Интернете.

Скажем коротко: крепость Порт-Артур — это славная страница в истории русского оружия.

Генерал Стессель на артиллерийской батарее
Генерал Стессель на артиллерийской батарее

Крепость держалась, сколько могла. Но в последние месяцы моральные и физические силы её защитников были однозначно истощены, а дело шло к пятому, решающему японскому штурму.

Свидетельствует военный инженер Лилье, вот его дневниковые записи: «…замечается полный упадок одушевления. Все, очевидно, пресытились испытанными впечатлениями всех ужасов войны». <…> Крепость переутомлена и делает свою последнюю отчаянную попытку, посылая на последний свой бой последних своих защитников… Многие офицеры вполне сознают все отчаянность и безотрадность положения как самой крепости, так и её защитников. <…> Вообще положение крепости совершенно безнадёжное. В городе поговаривают даже о её сдаче. <…> Настроение в гарнизоне самое подавленное. Теперь уже открыто раздаётся масса голосов о полной невозможности дальнейшей обороны крепости…»

Но факт сдачи крепости требовал своего виновника — и его назначили!

Генерал Куропаткин оставил вот такие воспоминания:

«Продовольственные запасы в Порт-Артуре были собраны большие. Даже после преждевременной сдачи Порт-Артура оказалось, что мы ещё располагали запасами на 1½ месяца. Кроме того, местное начальство имело кредиты на заготовление ещё большего количества запасов, препятствий же к тому не представлялось, так как местные средства в муке, ячмене, рисе, скоте были весьма велики. <…> мы обирали существующие крепости, чтобы создать в Порт-Артуре сильную артиллерию в несколько сот орудий, и создали её. <…> мы создали крепость настолько сильную, что береговое её вооружение держало весь японский флот на почтительном расстоянии, а сухопутная береговая оборона выдержала сильное боевое испытание, при самых невыгодных условиях…

Порт-Артур мог ещё держаться, так как его гарнизон, насчитывающий 24 тысячи боеспособных солдат и матросов, проявлял невиданную стойкость и решимость защищаться. В крепости имелось ещё достаточное количество вооружения и боеприпасов (610 исправных орудий и более 200 000 снарядов к ним), на месяц оставалось запасов продовольствия. Несмотря на протест Военного совета, вечером 20 декабря акт о капитуляции был подписан Стесселем и Фоком. Согласно этому акту, весь гарнизон крепости попадал в плен. Форты, укрепления, корабли, оружие и боеприпасы должны были оставаться нетронутыми и подлежали сдаче японцам».

Между прочим, это всё — в целом — соответствует действительности.

Вот только личный состав крепости уже страдал от цинги! Это — критический недостаток витаминов, и перечисленные генералом Куропаткиным продукты питания этого дефицита никоим образом не восполняли.

Кстати, капитуляция Порт-Артура в известном смысле огорчила и японцев: по их представлениям, крепости нужно было брать штурмом, а не ждать, пока её сдадут. Входить в крепость, которая капитулировала... Это было не совсем по-самурайски!

И — самое главное. Если рассматривать Порт-Артур в качестве базы для русского военно-морского флота, то с потерей эскадры адмирала Витгефта её существование, с технической точки зрения, уже теряло всякий смысл.

Военный совет крепости понимал, что дальнейшее сопротивление уже бесполезно, однако брать на себя ответственность за решение о капитуляции члены Совета, мягко говоря, опасались. И генерал Анатолий Михайлович Стессель принял самостоятельное решение о сдаче крепости. Это был благородный поступок!

Можно с уверенностью утверждать: такое решение Стесселя предотвратило бессмысленное кровопролитие обеих армий и резню гражданского населения Порт-Артура.

Не больше, и не меньше!

Дела литературные

В 1940 году на прилавках советских книжных магазинов появился роман Александра Степанова «Порт-Артур» (первая книга была издана в Краснодаре, вторая — там же два года спустя). В 1946 году за свой труд автор получил Сталинскую премию Первой степени. Кстати, у книги есть продолжение — «Семья Звонарёвых».

Тот факт что издание «Порт-Артура» продолжалось в годы Великой Отечественной войны, говорит о многом. Написанная хорошим литературным языком, она сразу же полюбилась читателю. И сегодня есть смысл перечитать её — при одном, разумеется, условии: нужно критически относиться к тесту с точки зрения реальной истории.

Автор (вполне в духе времени) применяет известный приём «срывания «всех и всяческих масок».

Генерал Стессель — нервический и неуравновешенный субъект, который иногда впадает то в панику, то в истерику. Всё может быть. Но вспомним здесь о боевой контузии генерала!

Есть в книге и некоторые недоразумения. Например, положительный герой — прапорщик Звонарёв — вместе с другими действующими лицами попадает в гнездо японских шпионов, но при полном сочувствии автора, благополучно уходит из-под суда.

А. М. Стессель с женой
А. М. Стессель с женой

По книге, Вера Анатольевна Стессель (жена генерала) — «полковая дама» порт-артурского калибра. Муж у неё надёжно под каблуком, гарнизоном в иных случаях командует она. Всякое, конечно, бывает...

И чего только стоят отвязные приключения нетрезвого лейтенанта (будущего адмирала) Колчака на крейсере «Диана», на котором он никогда не служил — это было «самое то» для советского читателя!

Но кому была нужна историческая объективность?

Книга «разоблачала» командование царской армии — этого было достаточно!

И ещё. Роман заканчивается недвусмысленным намёком на то, что Стессель сдал Порт-Артур не совсем безвозмездно, то есть японцы ему за это заплатили! Взятка — серьёзное должностное преступление, тем более — в условиях военного времени. Но любое преступление следует доказывать. В книге «Порт-Артур» доказательств нет.

Суд

По итогам следствия было сформулировано обвинение.

Генерала Стесселя обвиняли в:

— в неподчинении приказам Верховного командования (о передаче командования и отбытии в Маньчжурскую армию);

— во вмешательстве в права и обязанности коменданта крепости;

— в непринятии мер по увеличению продовольственных запасов в крепости;

— в ложных донесениях командованию о своём личном успешном участии в боях;

— в ложном донесении Императору с объяснениями причины сдачи крепости, хотя на военном совете от 16 декабря 1904 года факты, изложенные в донесении, были неоднократно опровергнуты;

— в заведомо ложных и несправедливых награждениях орденами Святого Георгия генералов Фока, Надеина и Рейса.;

— в сознательной сдаче крепости на невыгодных и унизительных для России условиях вопреки мнению Военного совета, не исчерпав всех доступных средств к обороне, а также сдаче укреплённых сооружений, ослабляющих оборону крепости;

— в том, что, сдав крепость врагу, Стессель не разделил участь гарнизона и не пошёл с ним в плен.

Но дело в суде практически, как это иногда бывает, разваливалось прямо на глазах, в итоге остались только три пункта:

[Генерал Стессель]:

1. Сдал крепость японским войскам, не употребив всех средств к дальнейшей обороне;

2. Допустил бездействие власти [?!];

3. Совершал маловажные нарушения служебных обязанностей.

Суд констатировал: крепость «выдержала под руководством генерал-лейтенанта Стесселя небывалую по упорству в летописях военной истории оборону» и одновременно лишил его всех наград и чинов, исключил со службы и приговорил к расстрелу, который был заменён на 10-летнее заключение в крепости.

Небезызвестный политик В. М. Пуришкевич, человек, не лишённый литературной жилки, написал по этому поводу эпиграмму:

Я слышал — Стессель Анатоль

Посажен за измену в крепость.

Какая, говорю, нелепость:

Он сдаст и эту, ma parole!

И так бывает

В заключении Стессель пробыл чуть больше года и 6 мая 1909 года был освобождён по Высочайшему повелению Николая II. Сохранилась телеграмма участника штабс-капитана Длусского (артурца!) на имя А. М. Стесселя: «От души поздравляю с освобождением своего любимого боевого начальника». Это послание было в своём роде отнюдь не единственным!

Папиросы «Защитник Порт-Артура» с портретом генерал-адъютанта А. М. Стесселя
Папиросы «Защитник Порт-Артура» с портретом генерал-адъютанта А. М. Стесселя

Конечно, мы понимаем, что Анатолий Михайлович Стессель был идеальной фигурой для расправы. Когда под суд идёт генерал-лейтенант пехоты и свиты Его Императорского Величества генерал-адъютант, никто не скажет, что в России во всём виноваты стрелочники! В то же время вина более высокого армейского командования автоматически как бы уменьшается.

Это было всем удобно.

Анатолий Михайлович Стессель умер 18 (31) января 1915 года в заштатном городке Хмельнике Литинского уезда Подольской губернии.

Там же и похоронен.

Судя по информации в Интернете, ещё в 1960-х годах склеп Стесселя был цел, но останков боевого генерала в нём уже не было.