В этой статье рассматриваются вопросы подготовки детей школьного возраста к дистанционному обучению, возможные проблемы реализации дистанционного обучения в условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
This article discusses the issues of preparing school-age children for distance learning, possible problems of implementing distance learning in the current unfavorable epidemiological situation.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, технические средства обучения.
Keywords: distance learning, education, technical training tools.
В современном обществе информационно-технологические процессы проникли практически во все области жизни человека. В том числе и в область образования. Применение сети, интернет технологий, а также дистанционного обучения не является чем-то новым для нас в настоящий период времени.
Сейчас дистанционное обучение предоставляет возможность оценить процесс получения образования с иной стороны. С возникновением сети интернет у людей появилась возможность непосредственного доступа к разнообразным ресурсам, находящимся в сети. Именно по этой причине во всех сферах жизни человека применяются различные информационные технологии. Непременно стоит отметить, что сейчас дистанционное обучение и все его положительные и отрицательные аспекты, как никогда актуальны. Так как большинство общеобразовательных заведений были вынуждены в оперативном порядке перевести своих учеников на дистанционный формат обучения, в связи с пандемией вируса COVID-19.
Дистанционное обучение – это обучение, при котором все без исключения, или значительная часть учебных действий исполняется с применением прогрессивных информативных, а так же телекоммуникационных технологий, при территориальной удаленности обучаемого от института знаний и своего преподавателя. [1, c.65]
В применении данного вида обучения есть свои плюсы и минусы. Смена учебных форматов - очень непростая задача. Дистанционное обучение значительно отличается от очного по многим параметрам как для учеников, так и для учителей. Требуются специальные компетенции для педагогов. Фактически, педагог дистанционного образования - это отдельная специализация в рамках общей педагогической специальности. Но увы, ситуация сложилась так, что осваивать эту специализацию педагогам приходится без предварительной подготовки и специального обучения.
Но самыми главным участниками дистанционного обучения выступают дети. Ведь перед ними стоят новые, непростые образовательные задачи, и основной из них научиться работать самостоятельно. Ученикам очень сложно переключиться на обучение в онлайн формате. У большинства детей возникают сложности в работе с компьютерами, необходимо постоянное присутствие взрослого. Так же стоит помнить об организации самого процесса. Это в школе есть уроки в определенное время, есть отлаженные правила и границы, есть специально отведенные места, дома же детям непросто включиться в образовательный процесс.
Не стоит упускать из виду социальный компонент. В возрасте с 6 до 12 лет дети нуждаются в большой группе вне семьи, это определенный период в развитии, очень значимый для них. Его ничем не заменить. Да и компенсировать, если упустили, будет крайне сложно.
Как показывает опыт ближайших месяцев дистанционного образования, сервера образовательных платформ оказались не рассчитанными на большое количество обучающихся, здесь и возникли проблемы с передачей и получением необходимых знаний.
Что же предпринять для успешной реализации данного формата обучения и минимизации сложностей освоения необходимых знаний, умений и навыков у школьников? В первую очередь необходимо правильно его организовать. У школьника должен быть специально отведенный для занятий уголок, оснащенный необходимыми техническими средствами обучения. Так же необходимо поддерживать мотивацию учеников, а некоторым детям потребуется внешнее руководство (присмотр родителей), чтобы заниматься эффективно. Информация во время дистанционных занятий (в отличие от очных уроков) должна предоставляться ученикам небольшими, но содержательными «порциями» - «фрагментами знаний». При этом фрагменты должны предоставляться в общей логике, чтобы ребенок мог их связать в одно целостное знание. Так что материал уроков потребуется разбить на такие фрагменты. [2, с.133]
Следует сохранить и поддерживать для ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу. Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему.
Родители школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка - это возможность повысить мотивацию, а для родителей - лучше узнать и понять своих детей.
Все это поможет детям преодолевать сложности, возникшие в процессе дистанционного обучения и будет способствовать успешному усвоению знаний.
Список литературы:
Белов Е.А. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ЗА И ПРОТИВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(92).
Мердок М. Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса / Мэттью Мердок, Трейон Мюллер — М.: Альпина Паблишер, 2012.)