Найти в Дзене
Век Разума

Оболганный "Домострой"

Всем привет!
О «Домострое», наверное, слышал каждый из нас. Фразы «домостроевщина», «жизнь по домострою» давно ассоциируются не с самим произведением, а с миром Кабанихи из «Грозы» А.Н. Островского – с примитивным, грубым, бескультурным укладом жизни. Неслучайно в одном из изданий толкового словаря русского языка С.И. Ожегова слово «домострой» объясняется как «патриархально суровый» или «косный».

Всем привет!

О «Домострое», наверное, слышал каждый из нас. Фразы «домостроевщина», «жизнь по домострою» давно ассоциируются не с самим произведением, а с миром Кабанихи из «Грозы» А.Н. Островского – с примитивным, грубым, бескультурным укладом жизни. Неслучайно в одном из изданий толкового словаря русского языка С.И. Ожегова слово «домострой» объясняется как «патриархально суровый» или «косный». Таким отношением к данному творению протопопа Сильвестра, жившего в XVI веке, мы обязаны советской и, отчасти, дореволюционной эпохе имперского периода.

Андрей Петрович Рябушкин (1861 — 1904) "Семья купца в XVII веке"
Андрей Петрович Рябушкин (1861 — 1904) "Семья купца в XVII веке"

А между тем, это весьма интересное произведение, повествующее об укладе и быте древнерусской семьи, многие положения которого вполне можно применить и в настоящее время. Сам дух «Домостроя» проникнут христианскими, библейскими мотивами. Примечательно, что автор составил своё творение в форме наставления своему сыну, которого воспитал «в добре, знающим заповеди Божьи, наученным страху Божьему, Божественному Писанию, всем законам христианским». А по-другому и быть не могло: патриархальная русская семья, в те времена, мыслилась, согласно церковному учению, как Малая Церковь, где муж-глава имел особое попечение не только о материальном, но и о духовном состоянии жены и остальных домочадцев.

В «Домострое» об этом пишется так: «Если муж не исполняет своих обязанностей, как они в этой книге описаны, если он не поучает свою жену, не строит свой дом в соответствии с Божественным законом, если не заботится о своей душе, не поучает своих слуг так, как это описано нами, то он будет погублен как в этом мире, так и в будущем, сам погибнет и дом свой погубит» (Домострой. Юности честное зерцало. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – С.82)

За что часто критикуют «Домострой» так это за возможность применения мужем телесных наказаний за совершенные проступки в отношении своей жены, детей и слуг. В тексте произведения читаем: «Если видит муж, что жена не блюдет порядок, не следит за слугами, не ведет хозяйство так, как в этой книге описано, то должен муж суметь поучить жену рассуждениями, чтобы она поняла и исправила свои ошибки. Если жена постигает такое поучение и начинает всё делать так, как ей объяснено, то такую жену следует любить и жаловать… Если словесное наказание никак не воздействует на жену, сына или дочь, если они не слушают, не внимают, и не исполняют твоих (или твоей жены, отца или матери) наказов, то следует отстегать плеткой, опять-таки исходя из вины. Однако нужно бить не прилюдно, а наедине. Отстегав, следует с любовью объяснить вину и пожалеть. Не гневайтесь ни муж на жену, ни жена на мужа». (Домострой, С. 81)

Как мы видим, автор «Домостроя» отнюдь не за семейное насилие – телесные наказания мыслятся лишь как крайнее средство воздействия на провинившихся членов семьи, слуг. Требовать большей гуманности от человека, жившего в XVI веке при всей грубости той эпохи и не имевшего ни малейшего представления о «Декларации прав человека» – значит издеваться над здравым смыслом. «Домострой» не призывает кого-либо бить специально, он лишь принимает сложившийся порядок вещей и пытается, где возможно, ограничить насилие: «Ни при какой вине не бьют ни по ушам, ни по глазам, ни кулаком в сердце, ни ногой, посохом не колотят, никакими железными и деревянными предметами. Тот, кто так делает от злости или от горя, не учит, а наносит всяческие увечья: слепоту и глухоту, вывих руки и ноги, пальца, головную и зубную боль. Наказывать можно лишь плетью, да бить ею аккуратно, тогда поучение выйдет разумным, болезненным, страшным, но не несущим опасность ни для жизни, ни для здоровья» (Домострой, С. 81, 82)

В остальном, «Домострой» - это прекрасная книга:

-по этике;

«Не оставил без помощи ни одного нищего, странника, убогого, скорбящего, печалящегося, кроме случаев, когда не заметил.

По возможностям своим выкупил должников из долговых работ, пленных и больных из темниц, накормил голодных.

Своих слуг я освободил, наделил, а иных от других хозяев выкупил и на свободу отпустил. Все наши слуги живут свободными, имеют собственные дома, как ты можешь видеть, молят за нас Бога и всегда нам помогают; тех же, кто забыл нас, да простит Бог. Ныне все домочадцы наши свободны и живут у нас лишь по собственной воле» (Домострой, С.126,127)

-по ведению домашнего хозяйства;

«Для всякого дела как у мужа, так и у жены всяческая утварь и снасти должны быть в доме: и плотницкие, портняжные, и скобяные, и сапожные. Жена пусть держит утварь, ей необходимую. Вещи же следует хранить бережно на удобных местах…каждый день хозяйка должна следить за тем, чем занимаются её слуги, пекущие и варящие, делающие всякую снедь, занимающиеся всяким рукоделием…нужно следить за чистотой в жилище, комнатах, сенях, на крыльце и на лестнице, чтобы было чисто в любое время дня и ночи…» (Домострой, С.72, 73)

Сычков Федор Васильевич. Русский быт
Сычков Федор Васильевич. Русский быт

-по заготовке продуктов на зиму;

«Засолы, начатые и полные, сохраняй в рассоле, накрытым доской, прижатой тяжелым камнем. В рассоле сохраняют огурцы, сливы, лимоны».

-по ведению сада и огорода;

«…сад разводи для себя, прививай деревья, сажай деревья в саженях трех друг от друга, а то и дальше, потому что яблоки тогда будут расти большими, плодовитыми, не станут мешать овощам расти под собой..» (Домострой, С. 92, 93)

-по содержанию скотины и др.;

«…корову берегите, пусть спит на мягком, подсыпайте ей корм…Лошадей также следует кормить прежде, чем сам есть будешь, - и будут они плодовитыми и услужливыми…» (Домострой, С.89)

Вообщем, можно много говорить о «Домострое» протопопа Сильвестра, а что по этому поводу думаете вы?