Разберём главную премьеру российского кино в этом полугодии - фильм Стрельцов. Вообще наше кино становится очень предсказуемым. По сути ты можешь заранее узнать, что увидишь, ещё до выхода фильма в прокат. Наверное, это по своему правильно - так люди могут и деньги сэкономить и время.
Фильм "Стрельцов" - лишнее подтверждение данной тенденции.
Итак. Первое правило - если фильм начинают активно раскручивать по одному из двух главных каналов страны - не сомневайтесь, получится очередной "шедевр" для Badcomedian, очередной провал.
Второе правило. Если фильм, посвящён советской эпохе - не сомневайтесь, получится очередная политизированная агитка. Фильм, снятый на деньги капиталистической России будет рассказывать - как же ужасно жилось при предыдущем государственном строе. Всюду ГУЛАГ, НКВД, КГБ, 20 лет расстрела за анекдот про КПСС.
Третье правило. Если в фильме снимается Петров - значит в фильме не будет главного героя. И мы будем смотреть не фильм про Стрельцова, а фильм про Петрова. Дело в том, что этот актёр умеет играть только самого себя.
В результате, фильм под названием "Стрельцов" полностью оправдал все эти ожидания. Данные правила реально действуют.
Почему же так выходит, что раскрученные фильмы оказываются провалами?
Давайте начнём разбор с ключевого момента - личности режиссёра. Фильм снимал Илья Учитель. Ну и как вы понимаете - это сын "того самого Учителя". Это, по всей видимости, является величайшим достижением Ильи и той причиной, почему ему доверили снимать блокбастер с большим бюджетом.
Кстати, его отец оказался ещё и продюсером фильма. Как замечательно! Какой милый семейный подряд! Интересно, Алексей Учитель, наверняка, скажет, что он, как продюсер фильма поставил сына режиссером ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО за его огромные таланты.
Вообще, это меня дико раздражает в нашей стране. Когда известные режиссеры, актеры и прочие, начинают тащить своих, зачастую бесталанных детей, в кино. Эти самые "актёры-режиссеры" уже превратились в новый вид дворянства. Когда звания и должности передаются по наследству. Ну прямо, как в "Горе от ума" про камергера, который "с ключом и сыну ключ умел доставить".
Ну ладно, может я не справедлив. Может, в отличие от младшего Михалкова, Боярской и множества других "младших", Илья Учитель действительно - талантливый парень.
Посмотрим карьеру режиссёра. По всей видимости, в его активе был только один полнометражный фильм. И тот оказался полным провалом - это была очередная богомерзкая российская комедия "Огни большой деревни". Фильм откровенно слабый, ну и что характерно - в прокате он провалился. Сборы составили "монструозные" $85 912.
Мне интересно, вот если бы Илья Учитель не был сыном знаменитого режиссёра.... дали бы ему снимать блокбастер, после провала предыдущего фильма?
Кстати в первом фильме нашего "талантливого" паренька также было много интересного. Казалось бы - дебютное кино начинающего режиссёра. А в нём снимается и Дюжев, и Полухин, и даже уважаемый мною Быков. Все они снялись в фильме 24-летнего (на тот момент) Ильи Учителя. В фильме, который, несмотря на их актёрские таланты, оказался дрянью. Мне вот интересно, а у нас все 24-лентние молодые режиссёры получают такие шансы? Или только те, у кого есть правильные родители, связи и так далее?
Я почему уделил этому столько внимания - да потому, что кумовство и прочее - это одна из главных проблем и в кино и в других сферах жизни. Все повсюду тянут своих детишек, друзей, соседей по даче и так далее. И как результат - скоро в стране сортир некому будет починить, потому что водопроводчики тоже будут устраиваться исключительно по блату.
А тут кино - сложный процесс с участием сотен людей. Операторов, актеров, сценариста, режиссера и прочих. Где почти все оказываются набраны по принципу "знакомств", "родства" и прочего.
А на выходе получается провал.
Провал, на который, напомню, потратили миллионы народных денег. И это касается не только бюджета фильма. Подумайте вот о чём. Федеральные каналы целыми днями трещали про фильм о Стрельцове, его раскручивали 24 часа в сутки. И на это уходили часы экранного времени, которые могли быть потрачены на показ рекламы. То есть - второй канал упускал миллионы долларов потенциальной прибыли, показывая кадры из фильма Стрельцов.
Как вы думаете - из чьего кармана Второй государственный канал, компенсирует эту упущенную прибыть? Вот и получается, что реальный бюджет этого проекта - десятки миллионов евро. Народных, бюджетных денег. Наших денег!
Ну действительно, давайте доверим такой проект молоденькому пареньку. Почему бы и нет?
И не сомневайтесь - Учителю-младшему дадут ещё несколько проектов. В конце концов, папа то не собирается заканчивать продюсерскую карьеру, так что всё "на мази".
Это на западе, в Голливуде, режиссёр должен ярко стартовать, чтобы получить большие проекты. Кристофер Нолан например снял великолепную короткометражку "Преследование", которая привлекла к нему внимание. Дальше он снял гениальный дебютник "Помни", за относительно небольшие деньги. И только потом он получил фильм "Бессоница" с Аль Пачино и Робином Уильямсом. А уж дальше пошли дорогущие блокбастеры про "Бетмена". И причем студия изначально сомневалась - а стоит ли отдавать "Бетмена" на откуп молодому режиссёру. Хотя Нолан уже успел себя проявить. Зато у нас без вопросов. Если ты сын правильных людей, тебе дадут столько денег в фонде кино, сколько нужно.
А там уже ручные кино-критики будут рассказывать про гениальность молодого супер-таланта Ильи Учителя.
К слову, Учитель-старший эту систему освоил прекрасно. Его последние фильмы идут по нисходящей, а "Матильда" оказалась одним из главных провалов последних лет. Ну, а теперь Учитель-старший ещё и снял фильм про Цоя, который возмутил его родственников. Как видимо, творческое семейство поставило себе цель - снять дрянное кино про каждую знаменитость из советских времён.
Ну и не удивительно, что фильм, снятый Ильёй Учителем оказался дешевой поделкой. В кино - рваный сюжет, который то плетётся, как черепаха, то резко даёт нам несколько важнейших событий за минуту. В итоге - почувствовать целостность фильма невозможно. То ты почти спишь, то ты не успеваешь следить за происходящим.
Сценарий слабо проработан, много дыр и несостыковок. И это тоже объяснимо, сценарист - Константин Челидзе, напарник молодого режиссера Ильи Учителя. Единственный его полнометражный фильм - это всё те же "Огни большой деревни". В остальном, он как и Учитель-младший занимался короткометражками. Стоило ли ждать чего-то стоящего от таких "творцов"?
Фильм при этом мечется между жанрами. Нам пытаются втиснуть и анти-советскую агитку и обязательную любовную мыло-драмму и при этом вроде как рассказать о Стрельцове-футболисте. В результате - не рассказали ни первого, ни второго, ни третьего. Как правильно отметил Василий Уткин после просмотра - "это фильм не про Стрельцова".
Очень правильная фраза - ведь художественные образы и персонажи получились слабые. У тебя нет ощущения, что перед тобой Стрельцов. Во-первых, Петров на него совершенно не похож. Ни лицом, ни телосложением - великий форвард был достаточно крепким футболистом, а не щупленьким актером. Во-вторых, Петров не выходит из своего фирменного образа обаятельного полу-гопника. Его Стрельцов даже одевается порой также, как полицейский с Рублевки. Особенно это касается моментов, когда главный герой ходит в "кожанке".
И ведь можно было поступить иначе. В фильме про Яшина взяли мало-известного актера, который при этом хотя бы внешне похож на легендарного вратаря. И потому фильм, при всех минусах, воспринимается, как фильм про Яшина. А у нас тут кино про Петрова-"попаданца", который сел на машину времени и оказался футболистом "Торпедо".
Ну и вообще, игра актёров - откровенно слабая. И это не только потому, что "Петров всех достал". В фильме "Текст" действительно толковый режиссер Клим Шипенко смог встроить надоевшего актёра в сюжет. И он действительно получился неплохим отражением книжного героя из оригинального произведения Глуховского. Так, что тут, как говорят американцы, "bad acting - is bad directing" - плохая работа актеров - это плохая работа режиссёра.
Касательно съёмок. Мне сложно сказать - смогли ли авторы воссоздать атмосферу старой Москвы. Я в те времена не жил. Но то, что они не смогли воссоздать стиль тогдашнего футбола - это 100%.
В "Легенде 17" мы увидели хотя бы попытку показать нам, что-то похожее на легендарный матч с канадцами в Супер-серии. Есть и обратный пример. В "Движении Вверх" мы увидели яркое шоу, которое не имело ничего общего со "старым баскетболом". Те же самые броски сверху - они смотрелись круто в рамках фильма. Только вот проблема в том, что тогда так в баскетбол не играли.
В "Стрельцове" та же проблема, что в "Движении...". Авторы фильма в погоне за зрелищностью перепутали футбол с "футбольным фристайлом". Стрельцова сделали каким-то супер-меном на поле, отчего фильм смотрится ненатурально. Ну и плюс не отразили особенности тогдашнего футбола - например то, что мяч был куда тяжелее в обращении. И технарям вроде Стрельцова приходилось очень трудно.
Ну и, разумеется, фильм должен был стать очередной анти-советской агиткой. Красной линией через всю ленту идёт история противостояния человека и бесчеловечной системы. Злые коммунисты напоминают каких-то нелепых, карикатурных персонажей. Которые посадили Стрельцова просто за то, что он был веселым, милым парнем, который любил красиво одеваться.
И это при том, что история с его тюремным сроком далеко не так однозначна. А тут нас ставят перед фактом - кровавые совки всё подстроили! Посадили свободолюбивого человека.
В-общем, мы увидели очередную слабую агитку про кровавую Гэбню, вперемешку с сопливой мелодрамой про красивого мальчика Петрова. Перефразируя Гафта - "не так страшно умереть, куда страшнее, что после смерти тебя может сыграть Петров".