Найти тему
Сергей Картинцев

“Мир Квестов” успешно убивает рынок квестов. Из-за его политики большинство квестов в Москве закрылись.

Оглавление
фото с сайта https://moscow.claustrophobia.com
фото с сайта https://moscow.claustrophobia.com

Политика крупнейшего агрегатора развлечений в стиле “выйди из комнаты за 60 минут” уже не первый год убивает рынок. Делаю подобное заявление с полной ответственностью и большой долей решительности. Я еще три года назад высказал эту позицию, старался противостоять заведенному порядку. Но тогда острота вопроса была не так высока. Однако...сейчас краски стали ярче.

Кратко объясню то, как "Мир квестов" переродился из драйвера квестостроительства в худший кошмар отрасли.

В начале своего развития “Мир Квестов” работал по модели агрегатора типа Яндекс.Маркета и брал примерно равную сумму со всех представляемых квестов. Фикс не зависел от цены покупки, то есть билетика на игру. В те времена владельцам реалити-квестов было выгодно строить качественные локации и вкладываться в оборудование, антураж и сценарии. Ведь лучший продукт давал выше загрузку и, соответственно, кратно больше денег. Прозрачная система подогревала разумное развитие и здоровую эволюцию. Квесты становились все красивее и интереснее, что способствовало притоку новых желающих "выйти из комнаты". Однако в один прекрасный день мир дал трещину. Дело было так: насколько я знаю, одна из сетей квестов предложила отдавать "Миру квестов" % от продаж. Алчность агрегатора запылала, тут-то ребята и развернулись.

Теперь “Мир Квестов” берет комиссию в 30% от выручки.

Полбеды, если б так поступал только этот агрегатор. Печаль в том, что весь рынок изменился и больше не хочет ограничивать свои аппетиты фиксированной платой. У всех ценник подскочил в зону 25-30% от выручки. К чему это привело? Наступил декаданс и деградация. Начался рост средних квестов с одинаковыми загадками, а бренды сетей начали стираться. Ноунейм удобен для малых сетей квестов, так как анонимность позволяет не следить за качеством игры, а также положить на удовлетворенность клиентов. Ведь игроков к ним приводит не собственное реноме, а сила агрегатора и позиция на главной странице.

Но такая печаль была далеко не всегда. На заре эпохи “Мир Квестов” делился экспертизой и даже помогал открывать квесты. Однако в 2017 году такой подход исчез. Собственную франшизу "Мир квестов" закрыл. Своя франшиза - это сложно. А зачем напрягаться, накапливать информацию и помогать кому-то строить квесты чуть лучше, чем то, что представлено на рынке? Можно просто брать треть выручки и сидеть на стоге сена. "Мир квестов" варварски под корень выкупал целевой трафик из поисковых систем и социальных сетей. Вместо привлечения новых клиентов, которые еще не испытали радость от решения нетривиальных задач в ограниченном пространстве за 60 минут, они прочесывали на сотый раз аудиторию "серийных игроков".

Лишь 7% жителей российских городов ходили на квест в течение прошлого года. В кино же ходили 51% из участников того же опроса.

Данные опроса института общественного мнения «Анкетолог» от 1 сентября 2020 года.

Что это значит? А то, что рынок стоял на месте, протирая дырку в полу, а не эволюционировал, стремясь максимум людей влюбить в себя.

Кинотеатры были донором аудитории для реалити-квестов.

Опять же проще перекупать у квестов их же трафик их же деньгами.

К чему привила политика “лидера рынка”?

На пике в Москве мы могли насчитать 800 квестов, а перед пандемией — примерно 600.
- Александра Пухова, главный редактор “Гильдии Квестов”. По ссылке можете познакомиться с ее большим материалом по теме.

Из 600 работающих "комнат", что было на начало 2020, до сентябре дожили лишь 250

скрин сайта https://mir-kvestov.ru
скрин сайта https://mir-kvestov.ru

Почему так мало осталось?

Потому что крупнейший агрегатор не предложил ничего дельного для получения выручки в период пандемии. Там даже не появилось ни одного сообщения о дезинфекции и безопасности квестов. Я уже не говорю о создании возможности проходить игры дистанционно с эффектом присутствия, что сделала “Клаустрофобия”. Причем запустила прохождение локаций в реальности с помощью аватаров через Zoom. А в ближайшее время предложит своим партнерам собственную экосистему развлечений «Клау». И это уже помогло пережить партнерам закрытие и более того привело к увеличению выручки на 30% за счет расширения географии. Ведь в режиме аватара можно играть из любой точки мира.

Одним словом, "Мир квестов", прежде бесящийся с жиру, не протянул руки помощи или креатива своим клиентам. Вместо мудрого консалтинга или годных маркетинговых предложений была тишина. А за тишиной скрывалось молчаливое наблюдение за медленной гибелью индустрии реалити-квестов.

«Прежде всего нам важно, чтобы люди ходили на качественные проекты и получали те эмоции, которые могут подарить только проекты, находящиеся в сети Клаустрофобии. Наш бренд успел стать знаком качества на рынке развлечений, и мы хотим развивать его вместе с такими же энтузиастами, для которых опыт клиента всегда будет стоять выше сиюминутной прибыли»
- генеральный директор Клаустрофобии Владимир Жиганов

Расшифрую создавшееся положение вещей. "Мир квестов", агрегатор массы маленьких игроков, и "Клаустрофобия", крупная самостоятельная сеть, находятся в состоянии войны. Противостояние сети и агрегатора продолжается уже не первый год. Тому есть ряд объективных и субъективных причин. Их перечисление достойного отдельного материала.

Однако здесь и сейчас я б хотел прокомментировать лишь "мор" квест-компаний. А также открыто удивиться узколобости монстра-агрегатора. Не понимаю близорукость владельцев “Мира Квестов”. Вы привязаны к определенному сегменту развлечений даже названием ресурса. Вы не сможете продавать книжки, шить одежду или печь маффины. А раз так, то почему вы позволяете себе такую ограниченность и инертность? Почему не хотите заботиться о владельцах квест-компаний, которые длительное время отдавали треть выручки на бочку?

Выживает не самый креативный, сильный или ответственный. Выживает тот, кто умеет максимально быстро адаптироваться к сложившейся ситуации. Коронавирусный локдаун весны 2020 продемонстрировал правоту этого умозаключения. Но от этого не становится менее больно за убитых "Миром квестов" игроков отрасли. Нет. Становится еще хуже.

Буду рад вашим комментариям и оценкам.