Не первый раз сталкиваюсь с мнением, что а) нынешние молодые учителя не чета давешним, работать не хотят, ничего не знают; б) если отдаешь ребенка в школу, надо постараться, чтобы это не был молодой учитель, потому что будут сплошные проблемы.
Лично я считаю, что глобальные обобщения – это самое неудачное, что можно придумать. Это равнозначно утверждению, что все мужики козлы, все бабы – дуры. Любой здравомыслящий человек скажет, что люди все разные. Нет плохих наций, нет плохого пола, каждый человек индивидуален. И молодые учителя не исключение.
Поэтому я просто расскажу, какие молодые педагоги работают у нас в школе. Имена изменены. Все-таки я не скрываю ни город, ни номер школы. Некоторые коллеги даже говорят, что читают мои статьи, поэтому не хочется слишком явно тыкать пальцем. )))))
У нас была Саша. Она пришла в школу, быстро поняла, что не справляется с классом, и стала приставать ко всем педагогам подряд, спрашивала, уточняла, с разрешения посещала уроки, записывала идеи и приемы, снова дотошно все выспрашивала. К середине года взяла все в свои руки, наладила отношения с родителями, дисциплину, проводила интересные уроки и мероприятия. Уехала с мужем в другой город, к сожалению.
У нас была Лена. Она пришла в школу построить карьеру и не брезговала ничем: доносила начальству, подделывала документы и делала много еще всякого интересного. Ушла в декрет. Как педагог оказалась не очень компетентной, с родителями общий язык тоже не особо нашла. Ее классы считаются сложными именно потому, что тяжело договориться с родителями, они как ежики.
У нас была Ася. Она робко подошла к одному педагогу, он от нее отмахнулся, она стала вести уроки, как сама понимает. В результате в середине третьей четверти родители пришли с жалобой к директору, не понимая, почему дети все пишут в прописях, хотя должны были их закончить еще в декабре. Первый класс у нее забрали, дали третий. У Аси был огромный стресс, у меня ощущение, что она не очень верит в себя как в педагога, работает, что называется обреченно, без огонька.
У нас была Ксюша. Активная, решительная, умеющая грамотно распоряжаться своим временем. Если она точно знала, что не успеет что-то сделать, никто не могу уговорить ее взять дополнительную нагрузку. Но если взялась, делала все вовремя и качественно. Любила детей, умела провести интересный урок. За Ксюшу особенно обидно. Она ушла на больничный с нервным срывом. Одни родители беззастенчиво перемывали ей косточки в родительском чате, а другая «добрая» скопировала все и переслала ей. Чем закончится эта история, не знаю.
У нас была Геля, преподающая предмет в среднем звене. Страшно волновалась, когда вышла на работу, поэтому тоже пошла советоваться с педагогами. Успешно применяла все разумные советы, которые ей давали. Сумела завоевать любовь детей, но не превратиться в «подружку». Уроки интересные, дисциплина хорошая, дети побеждают на олимпиадах.
У нас была Валя, тоже из среднего звена. Получила довольно сложный класс, причем сразу восьмой. Мы с тревогой за ней наблюдали, боялись не справится и уйдет. Ничего подобного! Справилась. В меру решительная, креативная, яркая. Быстро решает поставленные задачи. Надежный человек, не спихивает свои проблемы на других, а в случае косяков засучив рукава быстро и успешно их исправляет. Очень нравится детям.
Продолжить я могла бы списком педагогов со стажем, которые тоже все разные, причем есть те, к которым не очень хотят попасть в класс. Но не буду. Я думаю, мысль понятна: мы все разные. И нельзя оценивать профессионализм человека по его возрасту.
В чем обычно обвиняют молодых педагогов?
1. Не готовы всего себя отдать работе. С одной стороны, есть такие, что готовы. С другой стороны, хорошо, что не готовы. Учителем можно проработать долго и без ущерба здоровью, если понимаешь, что нужен отдых, что себя надо любить, что надо уметь ставить разумные границы. Замотанный, издерганный учитель – это не то, что нужно детям, однозначно.
2. Не хотят слушать опытных педагогов, грубят и перечат им. Как видно из моего списка, далеко не так. Те, кто поумнее, наоборот спешат за советом, впитывают все, как губка.
3. Работают из-под палки. Работа не нравится. Они как будто не работают, а отбывают срок вынужденного заключения. С таким вообще ни разу не сталкивалась. Случайные люди из школы уходят очень быстро, буквально за месяц-два.
4. Они карьеристы. Ради зарплаты готовы лебезить перед администрацией и выполнять любые требования. Один только раз сталкивалась с подобным. Все остальные проявляли активность в разумных пределах и исключительно в рамках должностных инструкций.
За что обычно хвалят молодых учителей?
1. Уроки свежие, динамичные, любят креативить, детям с ними весело и интересно. Не согласна. Опять же один учитель другому рознь. Видела опытных педагогов с интересными уроками и молодых со скучными. Вообще от возраста не зависит.
2. Они не испорчены системой, могут высказывать нестандартные мысли, использовать молодежные словечки, быть на одной волне с детьми. За это их якобы не любит и всячески гнобит администрация, которой надо, чтобы все учителя были правильными. Не согласна. Чтобы быть на одной волне с детьми, надо любить детей, а это не от возраста, к счастью. И администрация, конечно, бывает разной, но адекватная не будет гнобить хорошего педагога. Администрации надо, чтобы программа была пройдена, а от родителей не было жалоб. Конечно, случай с Ксюшей показывает, что жалобы вообще могут быть без причины. Но у нас в школе, например, администрация решительно выступила на стороне учителя, потому что наказывают у нас только действительно по делу.
Кстати, насколько молодые учителя будут разные, видно даже по студентам педвуза. Однажды я столкнулась с ними на открытом уроке. И пока одни быстро записывали в блокнот все, что видели интересного и важного, другие просто тупили в телефоне. ))))
Какой можно сделать вывод? К кому лучше отдать ребенка?
Во-первых, будем честны, очень часто родители имеют очень мало шансов выбрать того педагога, который им нравится. )))) Но если все же есть выбор, то я бы не выбирала того, у кого много отличников и наград. Многие педагоги знают, как это зарабатывается. А если кто-то из родителей не знает, пишите, я разъясню в другой статье. ))))
Я бы выбирала спокойного доброжелательного учителя, в котором я уверена как в профессионале. Чаще всего это можно узнать только по отзывам других родителей, близких вам по духу.
Как вы относитесь к молодым педагогам? Какой у вас опыт общения с ними? Выбирали ли вы учителя для своего ребенка? По какому принципу? Довольны ли вы своим выбором?
Если вы педагог, жаловались ли на вас родители? Чем закончилась эта история?
О том, как родители жаловались на меня, писала уже четыре раза, можно прочитать здесь, здесь и здесь.
Свои истории можно прислать на почту darkina_alona@mail.ru