Обновлённый регламент МВД, вступивший в силу в этом году, расширил возможности инспекторов ДПС. Например, они могут теперь останавливать водителей, в том числе для проверки документов, вне стационарных постов ГИБДД. А кого запрещено тормозить?В этом же документе прописаны те лица и те автомобили, которые обладают особыми правами на дороге. Так, запрещено судей отстранять от руля и проверять, пьян ли водитель. Более того, даже протокол инспектору ДПС составить запретили. Раньше если представитель судейского сообщества совершал правонарушение на дороге, с ним обходились как с рядовым гражданином и наказывали, как положено. Но это в прошлом. Теперь судьи стали неприкасаемыми на дороге, как и прокуроры. В их отношении инспектор ДПС может лишь составить рапорт, где укажет, как вёл себя прокурор на дороге, и отправить начальству правонарушителя. А там уж сами решать, наказывать его или нет. Кстати, Генпрокуратура объясняла подобное отношение к сотрудникам этого ведомства давлением и предвзятым отношением со стороны Госавтоинспекции — по словам представителей ведомства, даже через рапорт прокурора накажут, приводит объяснение Генпрокуратуры газета «Коммерсант».Стоит отметить, сколько бы ни пытались в МВД ужесточить надзор за поведением судей, прокуроров и следователей на дорогах, всегда натыкаются на подобное противостояние. К слову, несколько лет назад в Госдуму пытались внести документ, который бы позволил ГИБДД отстранять от вождения выпивших следователей и судей, но законопроект не одобрили.Останавливать и наказывать можно зарегистрированных кандидатов в президенты, парламентариев и кандидатов в депутаты Госдумы, членов избиркомов.Сотруднику ГИБДД нельзя останавливать «скорую» или пожарную машину, спешащую с проблесковыми маяками на вызовы или в больницу. Когда такое происходит, инспектора наказывают.Кстати, больше водителя, отказавшего предоставить свою машину в служебных целях сотруднику МВД, ФСБ и других спецслужб, не смогут арестовать — теперь предусмотрен лишь штраф в 500 рублей. Раньше это расценивали как неповиновение стражам порядка.
По дорогам общего пользования передвигаются не только рядовые автомобилисты. На улицах нередко можно встретить спецтранспорт, который, как мы знаем, имеет ряд привилегий. Водители таких машин могут отступать от некоторых правил, если включат проблесковый маячок и сирену.
А как же инспекторы ГИБДД? Могут ли они останавливать подобные транспортные средства или же для них и в этом случае есть «льготы»?
Автомобили спецслужб
Обратимся к пункту 3.1 Правил дорожного движения. В нем говорится о том, что послабления касаются не всех пунктов. Водители спецтранспорта, выполняющие неотложные задания, могут нарушать только требования разделов 6 и 8-18 ПДД. Им также разрешается игнорировать дорожные знаки и разметку.
А вот обязанность водителя выполнить требование об остановке прописана в разделе 2 ПДД. Получается, что если сотрудник ДПС тормозит карету скорой помощи или пожарную машину, то тот, кто сидит за рулем, должен прекратить движение.
Ситуацию дополнительно проясняет пункт 99 Административного регламента ГИБДД. Согласно ему спецтранспорт с включенными маячком и сиреной можно остановить, если:
- у стража порядка есть сведения о том, что водитель или пассажиры причастны в ДТП, к совершению преступления или административного правонарушения;
- есть основания полагать, что машина используется незаконно;
- тот, кто сидит за рулем, нарушил требования иных разделов ПДД, не допускающих послаблений (например, проигнорировал сигнал регулировщика);
- необходимо предотвратить аварию.
Лица, имеющие иммунитет
Есть еще одна категория водителей. К ней относятся должностные лица, которые обладают неприкосновенностью: депутаты, прокуроры, сотрудники Следственного Комитета, судьи). Привлечь их к административной ответственности на общих основаниях нельзя.
При выявлении такого правонарушителя инспектор ГИБДД может лишь написать рапорт. Он докладывает своему руководителю о случившемся и направляет информацию в соответствующее ведомство. Там-то и принимают решение о наказании.
Запрета на остановку лиц с иммунитетом нет. То есть сотрудник ДПС вправе остановить любого высокопоставленного чиновника. Ведь статья 1.4 КоАП РФ гласит, что перед законом все равны. Если бы кому-то запрещалось совершать нарушения, а кому-то нет, аварийность на дорогах возросла бы в разы. А вот после того, как человек предъявит удостоверение, полицейский обязан его отпустить.
Интересно, что на практике инспекторы ГИБДД предпочитают вовсе не связываться с подобными водителями. Стражи порядка наизусть знают серии, которые используются на номерах правительственного транспорта. И если они видят, что автомобиль принадлежит чиновнику, то часто позволяют ему проехать мимо (конечно, если с его стороны нет серьезного нарушения).
Винить здесь нужно скорее не полицейских, а самих представителей власти. Ведь порой достаточно одного звонка «куда надо», чтобы сотрудник ДПС лишился работы. Понятно, что инспекторы опасаются подобного исхода дела. Чтобы решить эту проблему, власть имущим нужно ненадолго отвлечься от внешней политики и обратить внимание на то, что происходит внутри страны.