Найти тему

CHARON (обзор плохих новелл)

Плач не от грусти в новеллах, а от их убогости. Источник: wallpapercave.com.
Плач не от грусти в новеллах, а от их убогости. Источник: wallpapercave.com.

Искренне желаю тебе здоровья, дорогой читатель... Без него (во всяком случае, душевного) тут не обойтись...

Новеллы, издаваемые некой группкой разработчиков «CHARON», начали появляться вылезать на свет с 2013 года. В их основе лежат сюрреалистичные истории о персонажах с теми или иными психическими отклонениями (упор делается на яндере; будто их и так мало ненавидят). Одна из новелл «Шарона», «Яндерелла», мне более чем не зашла, однако само наличие высоких оценок на vndb и анивизах и положительных отзывов навели на мысль: может, та игра была просто неудачной попыткой, а остальное, несмотря на сжатость (среднее время прохождения около получаса), вышло интересным, пусть и описывает неприятные вещи? Для проверки я устроил марафон переведённых игр (а их переводят чаще, чем хорошие новеллки) и... Хотите узнать, что вышло? Если да, то предупреждаю: эта статья о глубокой боли и печали; лучше не надо. Но если вы настаиваете...

Итак, поехали...

1. Дневник Микото / Mikoto Nikki.
Автор (для всех новелл): CHARON. Релиз: 2013. Оригинальный язык (для всех новелл): японский. Средняя оценка на vndb: 5,99 (98 голосов); личная оценка: 5,2.

Несмотря на крайне нечитабельный шрифт, с грузом других новелл от него же, эта даже неплоха... Источник: скриншот из новеллы «Дневник Микото». ©CHARON.
Несмотря на крайне нечитабельный шрифт, с грузом других новелл от него же, эта даже неплоха... Источник: скриншот из новеллы «Дневник Микото». ©CHARON.

Сюжет прост донельзя: некий паренёк (некий N-таро) начинает встречаться с девушкой Микото, которую он долго и сильно тайно любил. Дабы отметить развитие взятой с потолка любовной линии, он идёт к ней ужинать, но пока девушка возится на кухне с ножом (одобрительный кивок Юри), Матаро начинает копаться в мусоре (а что ещё делать на свидании, когда ждёшь подружку?) и находит клочок от дневника. Затем ещё и ещё... Милые записочки сменяются на описания адского ужаса (нет), и в конце концов Энтаро открывает дверь в шкаф с вещами и узнаёт страшную правду о Микото, не связанную с безвкусным гардеробом (хотя казалось бы).

Хотя элементы квеста притянуты за уши (серьёзно, зачем ей было разбрасывать клочки дневника по закоулочкам своего дома? ещё одно расстройство?), особого сопереживания Микото не вызывает (ГГ вообще фиктивен), да и реальный выбор только в конце появляется, оглядываясь назад, это лучшая новелла от «Шарона». Лучшая, ибо есть действительно хорошая концовка, в которой ГГ решает помочь Микото смириться с содеянным и жить дальше: посыл простить психически неуравновешенную неоднозначный, но в данном случае уместен. Почему бы не дать второй шанс?

1.2 Что испортило новеллу?

СиквелДетский сад Бокко / Full Bokko Youchien, релизнутый в 2017 году и имеющий среднюю оценку на vndb в непомерно высокие 5,45 (при 39 голосах, один из которых вообще мой; личная оценка этого днища – 3,1). Сюжет Совокупность предложений повествует нам о ребёнке Митаро, который каждый день ходит в детский сад. А там его ждёт «лучшая подруга» Котоми (твою мать... они запятнали хорошее имя своим мусором!), которая хулит и поносит ребёнка, его мать, общество и много чего ещё. В конце концов, Энтаро может либо убить одного из самых ублюдочных персонажей за всю историю новелл и подтвердить её идею (подрывную, кстати) о наследуемости склонности к насилию (мол, мамка твоя убивала, ты тоже убьёшь), либо пойти домой и поплакаться матери, которая, оказывается – Микото из предыдущей новеллы!

Правда надо объяснять, почему это дно? Окей: во-первых, сиквел сливает оригинал в угоду новому твисту (тут Матаро бросил Микото! А может, она его убила? Нам не скажут точно, этот «Шарон» мутнее фабричной реки). Во-вторых, даже в гротескной новелле нужны персонажи, от которых тебя не рвёт, а тут что – пятилетняя мразота, которых не может существовать в действительности? Малолетняя сопля, которая её зачем-то терпит? Убежавший ГГ предыдущей новеллы? Поехавшая-таки Микото (это, кстати, обнуляет посыл первой части)? В-третьих, хотя в новелле есть довольно хлёсткие мысли (вроде работать всю жизнь в поте лица, да и дети правда часто злые), здесь они смотрятся натянуто (эта Котоми не гений, она дно), да и вообще – сюда можно хоть философский трактат впихнуть, но положив алмаз в кучу кала, вы лишь запачкаете драгоценность.

3. Mix Ore.
Релиз: 2013. Средняя оценка на vndb: 5,97 (124 голоса); личная оценка: 3,0.

Здесь мы имеем дело с очередным Энтаро (Кантаро), который просыпается в больнице с амнезией. В зависимости от выбора напитка, выбирается рут (авторы! вы сценарные гении!!!) одной из трёх девушек – Нагиса Ичиголатте (клубничное молоко, поехавшая яндере), Аяно Кофелатте (кофий с молочком) и Рикана Миллефиори (молоко с мёдом). Первая выдаёт себя за девушку ГГ, вторая за кохая в футбольном клубе, третья – за сестру Энтаро. Во всех случаях есть псевдосближение, прогулочки за ручку и... страшная правда + в зависимости от выбора, смерть ГГ или героини.

Брат, братан, братишка... На самом деле, неспроста такое обращение. Кстати, вам же тоже приятно читать шрифт, в сравнении с которым даже врачебный почерк будет выглядеть лучше? Источник: там же.
Брат, братан, братишка... На самом деле, неспроста такое обращение. Кстати, вам же тоже приятно читать шрифт, в сравнении с которым даже врачебный почерк будет выглядеть лучше? Источник: там же.

Как и в предыдущей новелле, нет персонажей, которым сопереживаешь (а раз кто-то на анивизе указал в жанрах драму, то такие нужны). Мотив ясен только у Аяно: она была жертвой харассмента, потому она и ненавидела Энтаро. Рикана... просто сволочь (не клофилинщица, но смысл почти тот же), а Нагиса явный неадекват (ты – говоришь ей, что прощаешь её, она – убивает тебя; логика, она тебя тоже убила?). Санае жалко, но раз авторам побоку, почему я должен повышать оценку? Ну и сами истории проходят в параллельных вселенных, что бьёт по атмосфере (ещё больше).

3. Побег Шихори / Shihori Escape.
Релиз: 2014. Средняя оценка на vndb: 5,8 (42 голоса); личная оценка: 2,3.

Очень скучная история. ГГ Китаро (т. е. Энтаро) просыпается в плохо нарисованной комнате. Естественно, оставаться в плохой картинке он не хочет и стремиться сбежать в нормальную игру. Попутно он находит записочки (не самоплагиат ли это?), откуда узнаёт своё прошлое – отношения с некой Шихори. Опять же, последний выбор меняет историю, в том числе в ретроспективе: либо он ещё её в прошлом отправил туда же, куда без очереди попадут создатели подобного, либо она его отправит. На вопрос: «как это?» вам тоже не ответят.

Ещё новелла сдала в рисовке, да и бродилка вышла хуже классических (вроде «Дневника» и «Яндереллы»). Серьёзно, эта пиксельная рисовка – единственное хорошее, что было у «Шарона»; её нельзя менять на вот это вот. По правде, это аллюзия: стиль рисовки «на пофиг» суть взгляд автора на процесс творения и своих читателей. Ну и вторичный сюжет (ещё один с амнезией, ещё одни дневники, ещё один выбор, меняющий вселенную, в которой всё происходит), опускающий эту «новеллу» ниже плинтуса.

4. Петля Макото / Makoto Mobius.
Релиз: 2013. Средняя оценка на vndb: 6,51 (61 голос, с людьми точно что-то не так); личная оценка: 3,1.

По сюжету, очередной Энтаро (Ватаро) узнаёт о смерти одноклассницы Макото. Ему, что логично, пофиг, ибо они с ней не общались. Но только ты думаешь: наконец-то нашёл адекватного персонажа, как появляется подружка Макото Микио, которая предлагает пареньку проклятье Мёбиуса: попасть в петлю времени, дабы спасти Макото. Энтаро оказывается дебилом и соглашается. Начинаются бесплодные попытки спасти всех, приводящие к осознанию героем того, что он должен пожертвовать собой во имя... девушки, с которой он общался раза два.

Очевидно, почему драма (в тегах, кстати, на vndb) не работает в принципе: даже когда ты спасаешь незнакомого тебе человека, подавать это надо так, что спасение будет не зазря. В большинстве же концовок Макото абсолютно пофиг на свою жизнь, а из Энтаро психолог как из «Шарона» сценарист. Чтобы отдать свою жизнь за такого человека (притом раскрыли его вообще зря: умри он за картон, было бы драматичнее) надо быть полным дегенератом. Учитывая, что и героиня, и её подруга и отец в целом такие же, ничего, кроме смеха, эти жалкие потуги не вызывают. Смешнее всего то, что этот треш с чёрным юмором на полном серьёзе подаётся как драма.

5. Ты, я и пустые слова / You, Me and Empty Words / Limi to Boku to Kireigoto.
Релиз: 2014. Средняя оценка на vndb: 5,33 (55 голосов); личная оценка: 0,4 (LOL).

Абсолютное дно мира визуальных новелл. Серьёзно, даже «Genius», «Клуб Романтики» и иже с ними, что вымогают деньги платными выборами, не бесили так (у них хоть герои не настолько мерзкие). В общем, очередной Шинтаро Энтаро дружит с неким Акино. Притом их дружба так и норовит перерасти в гей-драму (фу), как вдруг Энтаро начинает думать, что его лучший друг... женщина! (<Ахи-охи>) Если ГГ не будет ничего выяснять, то реверс-трап тупо исчезнет (ну вы знаете... то самое иридиевое оправдание вообще всему «потому что»). Если же попытается узнать, то тот его убьёт, ибо признанием женской стороны персонажа, тот его... унизил? ЧЕГО!? ВЫ СОВСЕМ РЕХНУЛИСЬ!? ЧТО ВЫ НЕСЁТЕ!? Далее Аки(но) едет куда-то и думает, как ГГ её (его) предал.

Тут даже пол Акино не узнать: судя по тексту, это обычный реверс-трап, на vndb пишут, что транссексуал. Но ладно, плевать. С логикой что? Почему, зачем тот его убил? Потому что ГГ увидел в девушке... девушку? Это что, так оскорбительно!? (И не надо тут про самосознание: пусть Акино считал себя парнем, но убивать родственную душу из-за такого?) Ещё и какой-то «переводчик» указал, что название истинной концовки «Идея» отсылает к Платону. Не надо прикрываться чужой философией или отсылать к ней в своём говнище! Абсолютно мерзкая, противная, пустая и бессмысленная новелла с конченными идеями, такими же персонажами, которая за 15 минут разозлит куда сильнее, чем удариться об угол шкафа мизинцем ноги. Меня правда чуть не вырвало при прочтении.

6. Планета Цукими / Tsukime Planet.
Релиз: 2015. Средняя оценка на vndb: 5,76 (61 голос); личная оценка: 3,8.

На фоне предыдущей довольно неплохая новелла (впрочем, на её фоне даже чёрный экран вполне себе удовольствие). Здесь нам рассказывают об Утаро Энтаро (да, эти одинаковые окончания имён не просто так), которому осталось жить четырнадцать минут (ну или сколько вы будете новеллу проходить). К нему является Цукими (надеюсь, это не оммаж к «Лунной принцессе») и говорит, что исполнит любое желание, будь то ничего, смерть мира или долгая жизнь.

В истинной концовке выясняется, что никакая она не Цукишиме, а просто пожалевшая ГГ девушка, знавшая о его недуге. Да, концовку испортили ещё одной взятой с нуля любовью и маньячеством (до автора никак не доходит, что обычная концовка от него будет менее ожидаема, чем уже типичный твист), но есть неплохой посыл: если нельзя спасти, то можно хотя бы скрасить последние минуты жизни человеку. Блаженно неведение... (те, кто умер, могут поспорить... шучу, не могут). Да и Цукими – чуть ли не единственный женский персонаж, совершивший мало-мальски правильный поступок (я не про концовку; она ужасна) во всей отвратительной вселенной «Шарона».

7. По итогу.

«Яндерелла», с которой всё началось, по итогу оказалась вообще одной из лучших в серии. Новеллы от «CHARON» пусты, бессодержательны, не несут никакого внятного посыла и не имеют персонажей, которых было бы хоть немного жалко. Исключения есть, но общей картины они не выправляют. Везде одни и те же штампы: безумные яндерки, выкрученные на максимум психи, абсолютные нули по Кельвину в роли главных героев, ожидаемые «неожиданные концовки». Автор не стесняется использовать собственные сюжетные ходы помногу раз, притом не особо-то добавляя каких-то новых смыслов (сам шаблон не грех: можно вспомнить тот же Key), а старые... мы и раньше поняли, что люди – зло и незачем им было являться на этот свет. Эти новеллы не могут ни передать депрессивную атмосферу (при всех своих недостатках та же «Cross†Channel» как уцуге выглядит куда лучше), ни рассказать, пусть и короткую, но драматичную историю, ни даже хорошую мысль донести (за парой исключений).

«CHARON», безусловно, одна из худших серий новелл. Кроме пары исключений, это абсолютно пустые (какой бы скрытый смысл там не лежал) нереалистичные истории о таких же нереальных людях с атрофированными логикой и мотивацией. Порой этот сюрреализм смешит, но не более. Разозлить – единственное, что хорошо вышло у «Шарона». После подобного ты действительно радуешься. Радуешься, что больше ты к подобному не вернёшься... И да: даже за 2 часа можно рассказать историю лучше и приятнее («Aozora Meikyuu»).
Довольно! Стоит отвлечься: перепройду рут Ами в «ТореДоре»: его вроде как перевели. А вам, читатель, искренне желаю никогда не сталкиваться с подобными вещами, которые оставляют после себя то, что хуже пустоты... От себя: следующая статья будет позитивнее!
Естественная реакция нормального человека, прошедшего подобное... 
Источник: pinterest.
Естественная реакция нормального человека, прошедшего подобное... Источник: pinterest.

На сегодня всё. Я искренне благодарен вам, что вы прочли эту статью (отнявшую пальму первенства у «Тотоно» в плане тяжести обзора) и честно не рекомендую вам проходить вам эти игры. Играйте только в хорошие новеллы и до скорых встреч!

#визуальная новелла