Найти тему
Сергей Львов

он взялся за вёсла только после кружки браги

фото из Яндекс коллекции
фото из Яндекс коллекции

В 1978 году довелось, а точнее сказать посчастливилось побывать на Командорских островах. Как и зачем мы там оказались с группой однокурсников, тема другого рассказа, а сегодня про катание на шлюпке, как на сёрфе. Вы конечно видели, как ловят волну сёрфингисты и потом катятся на ней со всё возрастающей скоростью. Оказывается точно такие же трюки проделывают умелые матросы при высадке на берег при неспокойном море.
СРТ ( средний рыболовный сейнер ) то поднимался на вершину водяной горы, то проваливался в громадную яму. Он встал на рейд у Юго-Восточного мыса острова Медный, на стыке Тихого океана и Берингова моря. Ветра не было. Стояла океанская зыбь. Но ближе к берегу она превращалась в высокий вал, который бил в большие и мелкие скалы торчащие повсеместно из подводы. Не представляя опасности не боишься, поэтому мы с товарищем, глядя на спокойные приготовления экипажа к десантированию, ни чуть не робели. Когда в шлюпке был уложен весь наш груз, выяснилось, что доставлять до берега будет человек по прозвищу Секач, который не был членом команды. Алеут, коренной житель островов, он был зверобоем, охотником занимающимся промыслом морского зверя (котика, сивуча и други тюленей). Вынесли пивную кружку, до краёв наполненную брагой, которую команда на английский манер называла элем, выпив её залпом и выбрав момент абориген скомандовал нам на посадку. (Ни каких спасательных жилетов нам не одевали, их на самом судне не было как таковых.) Двумя тремя мощными гребками Секач отвёл лодку от борта судна и потихоньку мы начали продвигаться к берегу. Я сидел на корме , на ящиках сантиметров на тридцать выше борта и пока любовался: всё было вновь и в диковинку. Рядом выныривали любопытные морские котики. Над головой кружил хоровод чаек, глупышей (морской голубь ) и крачек. Ближе к берегу Секач стал грести интенсивнее , но попеременно, то по ходу лодки, то обратно в океан. Он выбирал, ловил нужный вал. Пологие горки становились всё круче, бежали всё быстрее . На спину мне уже не сыпались отдельные брызги, а пена с волны летела прямо на лопатки. И вот мы стремительно полетели к берегу. Как в детстве на санках с горы. Секач всё время молотил по воде то одним, то другим веслом, не давая лодке повернуть бортом к волне, иначе сразу овер киль. (По русски вверх дном.)
Шлюпка зашуршала по гальке, встречавшие на берегу, уцепившись за борта, потащили её подальше от прибоя, что бы следующий вал не захлестнул. Ура мы на суше. К базе стоящей на высоком берегу ведёт крутая лестница с более чем двумя сотнями ступеней. А там нас ждал такой же самый эль под холодец из сивучьих ласт и пирожки из сердец морского котика.
(после этого мне стало понятно почему у морских вёсельных шлюпок кома такая же острая, как нос. Упираясь в обрезанную корму волна толкала бы шлюпку с силой, которой человек бы не смог противостоять)р

На  самой  высокой точке юго-западного мыса . Гора  Сахарная голова  (название не официальное)
На самой высокой точке юго-западного мыса . Гора Сахарная голова (название не официальное)