Найти тему

Формирование организационной структуры под сотрудников

В свое время я консультировал одну иностранную компанию в городе Ростов-на-Дону. Формат работы был таким. Я приезжал туда каждые три месяца. Сначала я встречается с генеральным директором получал от него задания и поручения. Потом проводил в городе пару дней, делал определенную работу, формулировал свои рекомендации и уезжал. Вот я приехал очередной раз и встретился с Али (генеральным директором компании). Одним из заданий, было сделать рекомендации по возможным изменениям организационной структуры его компании. Я пошел в отдел кадров, взял все существующие организационные структуры и стал их изучать. В организации работало около 150 человек. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что у генерального директора было 15 прямых подчиненных. Из них было три Sales manager, два Finance manager, два Marketing manager и так далее. Я подумал, что семь прямых подчинённых генеральному директору более чем достаточно и перерисовал организационную структуру. Теперь одна функциональная задача находилась под одним прямым подчинённым генеральному директору. Так в моей структуре остался один Sales manager, один Finance manager, один Marketing manager и так далее. Определение того, кто конкретно будет напрямую подчиняться генеральному директору было за рамками моей компетенции. Как и всегда, я презентовал свои рекомендации по обновлённой организационной структуре генеральному директору и уехал. Я вернутся через три месяца и снова встретился с Али. Мне было интересно, как были проведены мои рекомендации. В частности, я спросил у Али как сейчас выглядит организационная структура его компании и что из моих рекомендации было воплощено. На это Али мне ответил, что он не стал менять организационную структуру. На мой вопрос почему. Он ответил, что у его учредителей есть определенные стандарты, которые он не может поменять. А в чем заключаются эти стандарты, поинтересовался я. Али ответил, что есть очень четкая и жесткая привязка между названием должности и иерархией подчинения внутри компании. В частности, у него в компании принято, что должен быть только один руководитель компании с названием должности General manager (на русском мы эту должность называем генеральный директор). Должность Manager (менеджер) может быть только у прямых подчиненных генеральному директору. Все остальные могут быть просто сотрудниками или Supervisor (супервайзер) или Team Leader (руководитель команды). Я ответил ему что мне это понятно, но при этом для меня все равно остаётся загадкой почему нельзя сделать и оставить в прямом подчинении Генеральному директору только одного Sales manager. Он ответил, что него есть MBA по менеджменту и что он, прекрасно знает, что у генерального директора оптимальным является от пяти до семи прямых подчиненных. Однако, он не может поменять сотруднику название его должности, и сделать некоторых менеджеров, например, супервайзерами. Должность Менеджер предполагает определенный компенсационный пакет. А именно, служебный автомобиль на 24 часа 365 дней в году, медицинскую страховку и ежегодную оплату поездки в отпуск. Если он переподчинит существующих sales manager, то должен будет поменять из название должности на sales team leader. Тогда нынешние сотрудники автоматически потеряют свой компенсационный пакет: автомобиль, страховку, оплату расходов по отпуску и так далее. Я решил задать последний вопрос генеральному директору. А подскажите мне пожалуйста, имеет ли мне смысл делать вам какие-то рекомендации, если у вас есть определённые ограничения со стороны своих учредителей. На это он ответил мне, что очень доволен моей работой и что достаточно большое количество других моих рекомендации было принято. И он будет очень признателен, если я продолжу сотрудничество с его компанией. Далее он перешел к своим новым поручениям.

В фокусе кейса = Организационная структура должна соответствовать целям и задачам компании

Сначала мы хотим обратить ваше внимание на то, кто по мнению Али может иметь в должности приставку Менеджер, а кто нет. Так сложилось, что в России произошла деградация термина менеджер. Менеджерами у нас называют всех подряд. На самом деле Менеджер происходит от английского слова manage (управлять). Это означает, что менеджер — это наемный специалист, занятый управлением процессами и/или персоналом на определённом участке деятельности компании. У вас может не быть подчиненных, но если вы считаете себя менеджером, то именно вы непосредственно должны управлять всеми процессами работы с ключевым клиентами.

Но мы отвлеклись. Несмотря на то, что Али является директором международной компании мы во многом с ним не согласны. В частности, почему название должности надо привязывать к компенсационному пакету. Мы считаем, что это лишено смысла. Более правильным было бы привязывать компенсационный пакет к функциональным обязанностям сотрудников или к грейду сотрудника, но никак не к названию его должности. Но более существенным недостатком мы считаем другое. По факту организационная структура в этой Ростовской компании оказалась сделанной под сотрудников, а не под задачи, которые стоят перед компанией. Эффективность работы такой организационной структуры вызывает достаточно много вопросов. Из-за этого или нет мы не знаем, но сейчас этой компании уже нет. Она обанкротилась.