Экономический кризис (инфляция, девальвация рубля, снижение реальных располагаемых доходов населения и т.д.) серьезно повлиял на строительную отрасль. Коронавирус еще усугубил ситуацию.
По словам Александра Синицына, президента Центра стратегических разработок (ЦСР), «отрасль пережила шок».
«В настоящий момент «сжатие» спроса является ключевым барьером для восстановления и развития отрасли», - говорит Руководитель центра социально-экономических исследований (ЦСЭИ) ЦСР Лора Накорякова.
Однако многие эксперты дают, скажем так, осторожные оптимистические прогнозы. Например, коммерческий директор ГК «Садовое кольцо» Анатолий Баталин отмечает, что «строительный цикл длится несколько лет и позволяет спокойно завершать начатые проекты. Временные трудности не могут остановить процессы, результаты которых появятся минимум через год. Мы проходили кризисы, и ни один из них не был поводом сворачивать работу и уходить из проектов».
В этой связи хотелось бы отметить, что строительный цикл зданий на металлокаркасе длится значительно меньше. Я имею в виду строения промышленного, сельскохозяйственного, коммерческого назначения.
Тем не менее, рынок зданий на металлокаркасе чувствует себя вполне нормально, никто не собирается сворачивать деятельность и даже есть определенный рост.
Это я сейчас про ситуацию в Белгородской области. В других регионах может быть иначе.
Из особенностей развития рынка следует отметить, что постепенно уходит в прошлое «война» ЛСТК и ЛМК.
Когда технология ЛСТК (легкие стальные тонкостенные конструкции, материал – оцинкованная сталь толщиной 1-3 мм) только пришла на российский строительный рынок в начале 2000-х, ей пришлось «отгрызать» кусок «пирога» у ЛМК (легкие металлические конструкции, материал – черный металл от 4 мм).
Отсюда война.
Но сегодня всё чаще можно встретить примеры гибридных (комбинированных) каркасов. На Западе это давно норма. И я в очередной раз замечаю, что в целом развитие технологии ЛСТК идет в России по тем же рельсам, что и в западных странах. С некоторым опозданием.
Видимо, проектировщики научились проектировать не по «кальке», придуманной разработчиками технологии, а с учетом местных условий, конкретного проекта и индивидуальных запросов клиента.
Например, так. Здесь несущие колонны – из черного металла. Кровельная система – ЛСТК:
Или так. Здесь часть здания промышленного назначения выделена под офис. Первый этаж офисной части и межэтажное перекрытие – черный металл. В остальной части – весь каркас из оцинкованного профиля:
Таким образом, сейчас следует говорить скорее о рынке зданий на металлокаркасе, чем рынке ЛСТК. В заголовке так было обозначено для краткости )
Про этот рынок можно говорить еще много. Я отметил только некоторые частности.
Продолжение будет.
Использованы материалы сайтов https://finance.rambler.ru и https://www.kommersant.ru