Когда заходит речь о боевых монахах, то в первую очередь на ум приходят Китай и Япония (Шаолинь, ямабуси и т.д.). Европейские монахи вспоминаются, в первую очередь, в связи с разгромами, которые регулярно учиняли монастырям викинги, англосаксы и прочие язычники (а порой и свои братья-христиане). Валлийские хроники сообщают, что только в Бангорском монастыре король англосаксов Этельфрит перерезал 1200 монахов! Однако ирландские монахи не были такими смиренными овечками и при случае могли дать сдачи.
До недавних пор считалось, что монастыри Ирландии подвергались атакам только со стороны викингов, однако это далеко не так. Из 309 случаев нападений на церковные объекты между 600 и 1163 годами, которые зафиксированы в ирландских анналах, не более половины – дело рук викингов. За все остальное «отвечали» ирландцы. Более того, 19 раз ирландцы и викинги объединялись для штурма монастырей!
Почему монахам приходилось воевать?
Вы спросите, неужели ирландцы были настолько плохими христианами, что грабили и убивали духовных лиц? А дело в том, что монастыри быстро обзавелись своими землями и людьми (ремесленниками, пастухами, земледельцами), включившись в феодальную систему. В «Жизнеописании святой Бригиты» (VII век) монастырь в Килдэре описывается как крупное поселение.
Настоятели подчинялись не только церковному начальству, но и местным королям. Королей в Ирландии было много, воевали они практически постоянно. Поэтому когда начиналась очередная междоусобица, монастыри выставляли на поле боя свои отряды. Порой монастырские поля специально выбирались для сражения как освященная Богом земля.
Ирландская духовная литература дает представление о воинственной стороне монашеской жизни. Например, в «Покаянии святого Финниана» говорится, что если какой-либо священнослужитель под ложным предлогом спасения пленных будет уличен в разграблении церквей и монастырей, ему следует объявить выговор (вплоть до церковного проклятия). То есть принимать участие в боевых действиях монахам не возбранялось - лишь бы церкви не грабили :)
Войны выигрывает защита
Конечно, наличие внушительных стен вокруг ирландских монастырей и документальные упоминания о них позволяют предположить, что приоритетом для монашеских общин все же была защита. В стихотворении, приписываемом святому Колумкилле, основателю монастыря Дарроу, Колумкилла назначает нового настоятеля и советует ему немедленно приступить к возведению прочной стены, а затем вырубить лес вокруг и сделать острые колья для ловушек.
Однако в дополнение к рукотворным стенам церковь постоянно подчеркивала и нерукотворную, божественную защиту своего имущества. В саге о короле Диармайте Мак-Кербелле (VI век) говорится, что нападение на святилище Киарана в Клонмакнойс не принесло ему удачи. Ирландские законы, принимаемые нередко при непосредственном участии монахов, закрепляли право церкви на предоставление убежища.
Лучшая защита - это нападение
Тем не менее, позаботившись о защите, монахи не забывали и о нападении. Помимо участия в междоусобных конфликтах королей, имеются документальные свидетельства настоящих войн между монастырями.
Середина VIII века выдалась неспокойной для общины Клонмакнойс. В 760 году аббат Кормак (из королевской семьи острова Мэн) повел монахов на войну с монастырем Бирр. Спустя 4 года новый аббат Ронан решил повторить поход (возможно, его смерть в том же году связана с полученными в битве ранами).
В 764 году монахи Клонмакнойс предъявили претензии монастырю Дарроу, потребовав передать право на захоронение королей Мита. Отказ привел к очередной войне. Монахи Дарроу считали себя сильнее и приняли бой за стенами обители, но просчитались. Монахи Клонмакнойс убили 200 врагов, обратив остальных в бегство.
Этот «рекорд» едва продержался полстолетия. В 817 году произошло еще более кровопролитное сражение между монастырем Тагмон, на стороне которого выступил король Катал Мак Данлейн из Уи Кенселлайг, и монастырем Фернс, в котором полегло 400 человек. По итогам этой битвы Катал получил пост заместителя настоятеля Фернса и долю от монастырских доходов. Значительное число жертв наводит на мысль, что более престижные монастыри имели большое количество прихожан, которых можно было привлечь во время конфликтов, и, возможно, даже содержали небольшие отряды на постоянной основе.
Не по королевскому слову, а по зову сердца...
Под 803 годом Анналы Ульстера сообщают, что священнослужители были освобождены от военной службы. Иными словами, до сих пор у королей было полное право призвать аббатов и епископов на войну. Однако даже после этого монахи продолжали участвовать в междоусобных войнах – уже по собственной инициативе:
- Монахи Дарроу, восстановившись после поражения от монахов Клонмакнойс, начали активно поддерживать королей из клана Уи Нейллов, особенно отличившись в 776 году (разгром войск короля Манстера).
- Точно так же Доннхад, аббат Килдалкея, и Лергус, епископ Килдэра, поддержали Уи Нейллов в битве против норвежцев в 888 году.
Возможно, самым воинственным из аббатов был Бодбгал из монастыря Мунгрет. Он выступил против королевства Фиджент в 752 году и в конце концов погиб в очередной битве в 757 году.
Так что не Шаолинем единым - ирландские монахи тоже были неплохими бойцами, по местным меркам :)
Если понравилось, ставим "палец вверх" 👍 и подписываемся - это мотивирует автора на новые статьи о Зелёном острове :)