Моему сыну недавно исполнилось 5 лет, он очень общительный мальчик и с легкостью заводит новые знакомства, быстро вовлекается в игру.
Совсем недавно мы переехали в коттеджный поселок, где число гуляющих детей на площадке значительно ниже в сравнении с городом. И если вдруг игра не сложилась, то найти новую компанию не легко.
Все лето ежедневно, а иногда и по 2 раза в день, мы ходили на нашу деревенскую площадку. Мамы прекрасно сдружились, а вот дети то хорошо играли, то постоянно ссорились.
Мы заметили, что успех отличной игры зависел от количества детей. В паре дети прекрасно играли, делились и обменивались игрушками, общались, веселились, придумывали игры. Но как только появлялся третий ребенок, общение постепенно переставало быть мирным.
По какой-то неведомой причине, двое детей всегда объединялись против третьего: выгоняли из игры, дразнили, обижали. При чем, понять закономерность против кого сегодня объединятся дети, мы так и не смогли. «Аутсайдером дня» может стать любой ребенок из компании.
Я начала искать информацию в интернете и наткнулась на несколько форумов, где мамы обсуждают подобный вопрос. Кто-то написал, что дети до 7 лет не умеют играть большими группами, а только учатся межличностным отношениям. Кто-то считает, что так проявляются лидерские качества. Другие думают, что причина в конкуренции между детьми: страх стать менее интересным для своего компаньона, чем вновь пришедший ребенок.
Каких-то научных доказательств, что дети до 7 лет не умеют играть большими группами мне не удалось найти. Наоборот, психологи заявляют, что социальная игра «3 лишний» наиболее распространена среди детей начальной и средней школы. Ведь именно в начальной школе начинается, а в средней продолжается формирование личной референтной группы, которую в последствии человек назовет «мои друзья».
Однако, данная практика очень полезна для детей маленького и среднего возраста, ведь преимущественно через общение ребенок узнает о себе, это некий акт самопознания. Кто я? Что я делаю со своими обидами? Умею ли я прощать, просить прощение? Стою ли я на своем? С чем я готов мириться? Могу ли я высказывать свою позицию? Вся эта обширная программа реализуется в том числе и в некой социальной игре «3 лишний».
Что же делать родителям, если их ребенок оказался в той или иной роли игры «3 лишний»? Здесь специалисты дают следующие советы:
1. Не принижать чувств ребенка. Нельзя говорить: «Нашел из-за чего расстраиваться!», «Да это и не дружба была!», «Ерунда какая. Найдешь себе новых друзей!» и т.д. Для ребенка это были значимые отношения, он вложил туда своим силы, он действительно переживает. Поэтому первым делом необходимо признать и озвучить чувства ребенка такими, какими вы их видите: «Я вижу, что ты очень расстроен, что твой друг больше не хочет с тобой играть. Ты очень дорожишь этими отношениями».
2. Не принижайте личности друзей вашего ребенка. Не говорите что-то вроде: «Этот мальчишка плохой, ну и пусть идет. Да ты найдешь друзей получше» и прочее. Таким образом вы перечеркиваете все старания вашего ребенка по выстраиванию отношений, в которых он приобрел какой-то опыт, знание, умения. И даже если этот мальчишка действительно переметнулся к кому-то еще, то полученный опыт остается с вашим ребенком.
3. Обсудите произошедшее. Объясните ребенку, что таким образом дети учатся дружить и познают себя. Узнайте, что хочет ваш ребенок. Уместно поделиться своим опытом, в том числе и неудачным. Если ваш ребенок хочет продолжать дружбу, вам необходимо всеми усилиями помочь разработать и реализовать план по сохранению дружбы. Если же ребенок, наоборот, хочет прекратить отношения, вам необходимо придумать, как поддержать его на этом пути.
А самое главное помните, что дети решают важные цели:
a) Самопознание;
b) Тренировка различных групповых социальных взаимодействий;
c) Подход к референтной группе, которая формируются на всю жизнь.
А вы сталкивались с подобным явлением у своих детей? Как помогали своим детям разобраться в ситуации?